Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ЗНАЧИМОСТЬ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ЕЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2021
Языкрусский
  • Gilemkhanova Elvira Nurakhmatovna, author
  • Bibliographic description in the original language Gilemkhanova E. N., Khusainova R. M., Bashlay E. Kh. Znachimost bazovykh cennostey dlya subektov obrazovatelnoy sredy kak uslovie ee bezopasnosti // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. - 2021. - T. 10, -vyp. 4 (40). - S. 295–305. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-4-295-305
    Annotation Усложнение количественных и качественных характеристик образовательной среды определяет постановку исследо- вательских задач, связанных с изучением современного социокультурного ландшафта и выявлением акмеологических механизмов социально-психологической безопасности школы. Теоретической рамкой исследования явилась концепция «культурных традиций» Д. Б. Зильбермана о существовании нормативного и ценностного типов отношения к действительности. Цель исследования – соот- несение ценностного и нормативного типов отношения к действительности как вариантов выражения отношения к базовым ценно- стям у субъектов образовательного процесса с оценкой социально-психологической безопасности образовательной среды школы. Гипотезы исследования: 1) субъекты образовательной среды, у которых доминирует отношение к базовым ценностям как к значи- мым, представляют ценностный тип; 2) ценностный тип личности определяет идентификацию образовательной среды как более безопасной. Выборка исследования: 1177 учащихся в возрасте 13–16 лет (60% юношей, 40% девушек; средний возраст 14,9 года), 925 родителей в возрасте 28–57 лет (93% женщин, 7% мужчин; средний возраст 39 лет), 136 учителей в возрасте 23–74 года (95% женщин, 5% мужчин; средний возраст 38,7 года), г. Казань. Методики исследования: тест «Ценностные ориентации» (М. Ро- кич), авторская анкета исследования социально-психологической безопасности образовательной среды (Э. Н. Гилемханова). Уста- новлено, что субъекты образовательной среды, у которых доминирует отношение к базовым ценностям как значимым, представляют ценностный тип – в противоположность нормативному типу. Показано, что ценностный тип отношения определяет идентифика- цию образовательной среды как более безопасной. Научная новизна исследования заключается в том, что полученные результаты открывают возможность для интерпретации концепции Д. Б. Зильбермана в контексте акмеологических детерминант социально- психологической безопасности образовательной среды. Результаты исследования могут быть реализованы в практике психолого- педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса, а также при осуществлении комплексных мероприятий по организации безопасной образовательной среды школы.
    Keywords социально-психологическая безопасность, базовые ценности, образовательная среда, субъект образовательной среды.
    The name of the journal Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=266446&p_lang=2

    Full metadata record