Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
АВТОСТЕРЕОТИПЫ НОСИТЕЛЕЙ РУССКОЙ ЭТНОЛИНГВОКУЛЬТУРЫ КАК СПОСОБ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2022
Языкрусский
  • Bubekova Larisa Borisovna, author
  • Danilova Yuliya Yurevna, author
  • Ibragimova Elmira Rashitovna, author
  • Bibliographic description in the original language Danilova Yu.Yu., Bubekova L.B., Ibragimova E.R. Avtostereotipy nositeley russkoy etnolingvokultury kak sposob samoidentifikacii // Filologiya i kultura. - 2022. - №1 (67). - S. 59-68. (VAK)
    Annotation Объектом исследования в статье становится феномен ментального стереотипа как когнитивной категории, обусловливающей специфику ценностной ориентации народа, его картины мира, самоидентификации. Посредством контекстуального анализа предпринята попытка выявить автостереотипы носителей русской этнолингвокультуры, складывающиеся как результат когнитивного опыта нации, формируемого в процессе восприятия и концептуализации своего социально-исторического, культурного прошлого и реальной действительности. Материалом для исследования послужили русскоязычные анекдоты про русских, поиск которых осуществлялся методом сплошной выборки в открытых интернет-источниках: всего было отобрано 240 текстов (из 800), где ключевыми стали автостереотипы как своеобразные коды русской этнолингвокультуры. Последующая систематизация позволила дифференцировать эмпирический материал на четыре группы: образы героев русского фольклора (29,6%), политические деятели (22,1%), типичные представители русского этноса (20%), стереотипные черты, присущие русскому народу (28,3%). Контекстуальный анализ языковых средств, репрезентирующих стереотипные образы представителей русского этноса с точки зрения специфики их ментальности и речеповеденческих моделей, осуществлялся с опорой на тезаурус «Русского ассоциативного словаря» и другие источники. Такой подход позволил выявить ассоциативный фон этнонима и связанных с ним стереотипных номинаций, транслируемых анекдотами, в языковом сознании современных носителей русской лингвокультуры. Статистические данные и ассоциативный фон позволили определить «уникальный код» русского человека, в котором причудливым образом переплетаются и положительные, и отрицательные черты. В целом процесс формирования стереотипов основан на усвоении информационной составляющей общественных представлений, обусловленных экстралингвистическими факторами, с последующей ее вербализацией как результата сложившейся структуры ценностных ориентаций в тексте анекдота посредством разнообразных языковых единиц, средств и способов. В этом смысле этнические автостереотипы – своеобразный взгляд «изнутри», с вытекающими самооценкой и идентификацией своего этнолингвокультурного кода, тогда как анекдот – транслятор характерных тем, идей и образов, этносоциокультурной природы и сущности народа.
    Keywords русский, автостереотипы, этнолингвокультура, национальный код, менталитет, анекдот, ассоциации.
    The name of the journal Филология и культура. Philology and Culture.
    URL http://philology-and-culture.kpfu.ru/?q=node/2935
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=264958&p_lang=2

    Full metadata record