Form of presentation | Articles in Russian journals and collections |
Year of publication | 2021 |
Язык | русский |
|
Ibragimov Gasanguseyn Ibragimovich, author
|
|
Ibragimov gasanguseyn ibragimovich, author
|
Bibliographic description in the original language |
Ibragimov G. I. Proektno-issledovatelskoe obuchenie kak tekhnologiya razvitiya metodologicheskoy kultury magistrantov /G.I. Ibragimov // Obrazovanie i samorazvitie. - 2021. - 16 (3). - S. 310-321. DOI 10.26907/esd.16.3.26 |
Annotation |
В соответствии с требованиями ФГОС ВО ++ выпускники магистратуры по направлению «Педагогическое образование» должны быть готовы к решению научно-исследовательских задач в сфере профессиональной деятельности, что предполагает формирование у обучающихся соответствующей методологической культуры посредством их вовлечения в самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность. Однако анализ реальной практики подготовки магистрантов в области образования показывает, что в ней по-прежнему доминируют технологии обучения, ориентирующие на исполнительскую и репродуктивную деятельность обучающихся, способствующую формированию привычки получать знание в готовом виде. В результате обостряется противоречие между объективной потребностью формирования у магистрантов методологической культуры, с одной стороны, и недостаточным уровнем ее сформированности у значительной части выпускников магистратуры по направлению «педагогическое образование» - с другой. Цель исследования – выявить и обосновать дидактические условия реализации проектно-исследовательского обучения как технологии эффективного развития методологической культуры магистрантов. Методы исследования – теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), эмпирические (педагогический эксперимент, тестирование для выявления уровня сформированности исследовательской компетентности), методы математической обработки данных. Результаты исследования. Развитие методологической культуры магистрантов объективно предполагает поиск и реализацию дидактических средств и условий, обеспечивающих мотивированное включение обучающихся в исследовательскую деятельность. В образовательной программе подготовки магистрантов по направлению «Педагогическое образование» ориентировочную основу для развития методологической культуры выполняет дисциплина «Методология и методы педагогического исследования». Эффективность развития методологической культуры магистрантов повышается если: а) структура и содержание дисциплины проектируется на основе конвергенции традиционного и исследовательского подходов; б) освоение содержания дисциплины происходит с применением проектно-исследовательской технологии обучения, предполагающей: выполнение сквозных, рассчитанных на срок изучения дисциплины, творческих проектов) и вариативный (сочетание индивидуальных и командных форм самостоятельной деятельности; «перевернутое обучение»; междисциплинарный, проблемный и интерактивный характер обучения; рефлексия в конце каждого занятия; проведение экзамена в форме защиты проекта и др.) компоненты. Результаты исследования могут быть использованы для разработки учебно-методического обеспечения исследовательски-ориентированного обучения в процессе теоретической и практической подготовки будущих бакалавров, магистров, аспирантов, а также в системе дополнительного профессионального образования. |
Keywords |
методологическая культура магистрантов, исследовательская компетентность, проектно-исследовательская деятельность, дидактические условия. |
The name of the journal |
Образвование и саморазвитие
|
Please use this ID to quote from or refer to the card |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=263288&p_lang=2 |
Resource files | |
|
Full metadata record |
Field DC |
Value |
Language |
dc.contributor.author |
Ibragimov Gasanguseyn Ibragimovich |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Ibragimov gasanguseyn ibragimovich |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2021-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2021-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2021 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Ибрагимов Г. И. Проектно-исследовательское обучение как технология развития методологической культуры магистрантов /Г.И. Ибрагимов // Образование и саморазвитие. - 2021. - 16 (3). - С. 310-321. DOI 10.26907/esd.16.3.26 |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=263288&p_lang=2 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Образвование и саморазвитие |
ru_RU |
dc.description.abstract |
В соответствии с требованиями ФГОС ВО ++ выпускники магистратуры по направлению «Педагогическое образование» должны быть готовы к решению научно-исследовательских задач в сфере профессиональной деятельности, что предполагает формирование у обучающихся соответствующей методологической культуры посредством их вовлечения в самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность. Однако анализ реальной практики подготовки магистрантов в области образования показывает, что в ней по-прежнему доминируют технологии обучения, ориентирующие на исполнительскую и репродуктивную деятельность обучающихся, способствующую формированию привычки получать знание в готовом виде. В результате обостряется противоречие между объективной потребностью формирования у магистрантов методологической культуры, с одной стороны, и недостаточным уровнем ее сформированности у значительной части выпускников магистратуры по направлению «педагогическое образование» - с другой. Цель исследования – выявить и обосновать дидактические условия реализации проектно-исследовательского обучения как технологии эффективного развития методологической культуры магистрантов. Методы исследования – теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), эмпирические (педагогический эксперимент, тестирование для выявления уровня сформированности исследовательской компетентности), методы математической обработки данных. Результаты исследования. Развитие методологической культуры магистрантов объективно предполагает поиск и реализацию дидактических средств и условий, обеспечивающих мотивированное включение обучающихся в исследовательскую деятельность. В образовательной программе подготовки магистрантов по направлению «Педагогическое образование» ориентировочную основу для развития методологической культуры выполняет дисциплина «Методология и методы педагогического исследования». Эффективность развития методологической культуры магистрантов повышается если: а) структура и содержание дисциплины проектируется на основе конвергенции традиционного и исследовательского подходов; б) освоение содержания дисциплины происходит с применением проектно-исследовательской технологии обучения, предполагающей: выполнение сквозных, рассчитанных на срок изучения дисциплины, творческих проектов) и вариативный (сочетание индивидуальных и командных форм самостоятельной деятельности; «перевернутое обучение»; междисциплинарный, проблемный и интерактивный характер обучения; рефлексия в конце каждого занятия; проведение экзамена в форме защиты проекта и др.) компоненты. Результаты исследования могут быть использованы для разработки учебно-методического обеспечения исследовательски-ориентированного обучения в процессе теоретической и практической подготовки будущих бакалавров, магистров, аспирантов, а также в системе дополнительного профессионального образования. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
методологическая культура магистрантов |
ru_RU |
dc.subject |
исследовательская компетентность |
ru_RU |
dc.subject |
проектно-исследовательская деятельность |
ru_RU |
dc.subject |
дидактические условия. |
ru_RU |
dc.title |
Проектно-исследовательское обучение как технология развития методологической культуры магистрантов |
ru_RU |
dc.type |
Articles in Russian journals and collections |
ru_RU |
|