Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОВЕТСКИЕ ПЛАКАТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ: КОГНИТИВНЫЙ ОПЫТ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ И КАТЕГОРИЗАЦИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2021
Языкрусский
  • Danilova Yuliya Yurevna, author
  • Mukhametshina Dinara Rinatovna, author
  • Bibliographic description in the original language Mukhametshina D. R., Danilova Yu. Yu. Politicheskie sovetskie plakaty i sovremennye multimodalnye teksty: kognitivnyy opyt v processe vospriyatiya i kategorizacii deystvitelnosti // Aktualnye problemy filologii i pedagogicheskoy lingvistiki. - 2021. - № 4. - S. 90-104
    Annotation В статье описываются особенности взаимодействия знаков разных семиотических систем в контексте мультимодальных текстов, которые рассматриваются как особый информационный конструкт и воспринимаются через зрительный канал коммуникации, совмещающий вербальный, графический, иконический, цветовой коды. Целью работы стала попытка произвести комплексный анализ мультимодальных политических текстов, где центральным становится образ исторической личности Сталина, что позволит проследить трансформацию восприятия и оценки жизнедеятельности неоднозначного политика в сознании советского и российского человека и, как следствие, лингвосоциума в целом. Материалом для исследования послужили советские политические плакаты середины XX в. и современные мультимодальные тексты, общее количество которых составили 53 и 67 примеров соответственно. Совокупность методов (систематизация и обобщение, сплошной выборки, контекстуальный, интертекстуальный и сравнительный анализы) обусловлена целесообразностью, логикой и исторической ретроспективой исследования. Это позволило реконструировать так называемое когнитивное прошлое, зафиксированное в историческом сознании: в статье раскрыт образ Сталина в советских плакатах и современных мультимодальных текстах, выявлена специфика восприятия, категоризации и отношения советского/российского общества к своему прошлому и настоящему. Так, образ Сталина на плакатах 1930-1953-х гг. максимально идеализирован и аллегоричен, что обусловлено манипулятивной функцией – пропагандой культа личности: ведущими становятся темы патриотизма, долга и благодеяния и призваны сформировать в массовом сознании устойчивое заведомо положительное представление о светлом коммунистическом будущем всей страны и ее каждого отдельного советского гражданина. В современных мультимодальных текстах находят отражение два диаметрально противоположных взгляда на личность и жизнедеятельность Сталина: с одной стороны, положительный, идеализированный образ политика, его ностальгическое восприятие; с другой – негативное (ироничное) представление «ситуации прошлого», что обусловлено историческим контекстом, культом личности и его развенчанием после смерти вождя. Специфика данных типов текстов во многом обусловлена авторской лингвопрагматической установкой и экстралингвистическими факторами.
    Keywords мультимодальные тексты; политические советские плакаты; современные политические мультимодальные тексты; демотиватор; мем; вербальные коды; графические коды; иконические коды; И.В. Сталин; концетуализация; категоризация
    The name of the journal Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=261028&p_lang=2

    Full metadata record