Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ЮМОР ДЕТЕЙ: СОДЕРЖАНИЕ КОНСТРУКТА И МЕТОДИКА ЕГО ОЦЕНКИ
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2021
Языкрусский
  • Artemeva Tatyana Vasilevna, author
  • Bibliographic description in the original language Artemeva T.V. Yumor detey: soderzhanie konstrukta i metodika ego ocenki // Sovremennoe doshkolnoe obrazovanie. – 2021. – №3(104). – S. 46-59. DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10096
    Annotation Обоснование проводимого исследования. Комическое как культурный феномен является предме- том междисциплинарных исследований. Интерес в психологии развития представляет становление комического в раннем онтогенезе – в дошкольном возрасте. История изучения комического много- гранна и включает ряд тематических областей: комическое, как феномен, разрушающий привычное значение слов, упорядоченность знаков и создание особой системы понятий и смыслов (Лихачев Д.С., Бахтин М.М., Лотман Ю.М.); единство когнитивного и эмоциального компонентов в комичес- ком (Лук А.Н.); виды комического (Рубинштейн С.Л.). Эти классические идеи интенсивно развива- ются в исследованиях современных ученых, разрабатывающих программы формирования чувства комического в целях оптимизации эмоционально-нравственного развития детей, улучшении эмоци- онального благополучия путем повышения самоэффективности, позитивного мышления, оптимизма (Попова О.М., Crawford S.). Важным представляется в этой связи разработка диагностического инс- трументария, позволяющего выявить особенности комического у дошкольников. Методы. В исследовании приняли участие 457 детей в возрасте 5–7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Были использованы следующие методы и методики: анализ науч- ных источников по проблеме комического у детей; контент анализ изучения представлений детей дошкольного возраста о комическом; эмпирическое обследование детей с помощью разработан- ного инструментария «Забавные сюжеты», методики «Цветные прогрессивные матрицы» Равена, «Диалектические истории» Шияна И.Б., «Эмоциональные лица» Семаго Н.Я.; оценка ретестовой на- дежности разработанной методики; корреляционный анализ Спирмена; факторный анализ. Результаты. Разработана методика для оценки юмора у детей дошкольного возраста «Забавные сюжеты». Ретестовая надежность методики, рассчитанная с помощью коэффициента корреляции Спирмена (r=0,789; p≤0,001) свидетельствует о достаточно высокой ретестовой надежности раз- работанного инструментария. Установлена корреляционная взаимосвязь (корреляция Спирмена) между показателями методики «Забавные сюжеты» и методикой Семаго «Эмоциональные лица» и методикой И.Б. Шияна «Диалектические истории». Факторный анализ позволил выделить 3 фактора: «Эмоционально – негативный компонент юмора», «Когнитивный компонент юмора», «Эмоционально – позитивный компонент юмора». Выводы. Представлен обзор феномена комического в российской и зарубежной науке. Выделены основные направления изучения комического, виды (юмор, сатира, сарказм, остроумие, ирония), приемы (пародия, парадокс, двойное истолкование, повторение как прием остроумия, остроумие нелепости, сравнение по отдаленному или случайному признаку, доведение до абсурда, намек, псев- до-контраст или ложное противопоставление, обратное сравнение, смешение стилей, ложное усиле- ние). Эмпирическое исследование позволило выявить представления детей дошкольного возраста о комическом, провести контент анализ смешных историй детей
    Keywords комическое, контент-анализ, диагностика, дети, дошкольный возраст
    The name of the journal Современное дошкольное образование: теория и практика
    URL https://sdo-journal.ru/journalnumbers/artemeva-tv-yumor-detej-soderzhanie-konstrukta-i-metodika-ego-ocenki.html
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=253512&p_lang=2
    Resource files 
    File name Size (MB) Format  
    Statya_Artemevoj_T.V..pdf 0,46 pdf show / download

    Full metadata record