Form of presentation | Articles in Russian journals and collections |
Year of publication | 2021 |
Язык | русский |
|
Fayzullina Rushana Alfredovna, author
|
Bibliographic description in the original language |
Fayzullina R.A. «Mashiny kak ya« Iena Makyuena v kontekste transgumanisticheskogo diskursa / R.A. Fayzullina // Filologos. - 2021. - Vypusk 1 (48). - S. 74-81. |
Annotation |
Рассматривается роман Иэна Макьюэна «Машины как я» в контексте философии трансгуманизма, которая предполагает изменение человека из биопсихосоциального в киберпсихосоциального. В основе романа тема создания и использования искусственного интеллекта. В рамках данной статьи прослеживается насколько размышления Макьюэна вписываются в концепцию трансгуманизма, выявляется в чем отличие романа И. Макьюэна от предшествующей литературной традиции в характере конфликта и в плане развития идей потребительского общества, анализируется, как складываются взаимоотношения робота и человека.
Иэн Макьюэн оставляет проблему взаимоотношения творца и его создания, представленную в художественной литературе XIX–XX вв.: Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818), романе «Остров доктора Моро» (1896) Г. Уэллса и др. В этих произведениях показано нарушение баланса между «человекоподобием» и «искусственностью». Иэн Макьюэн демонстрирует эту проблему в новом ключе через отношение пользователя и изобретения, описывая более сложные моральные трудности. Проблематика романа переплетена с проблемами потребительского общества и утилитаризмом, с потребительским отношением к окружающей действительности и Другому. Центральный конфликт романа заключается в конфронтации главных героев: Чарли и человекоподобного робота Адама. Конфликт происходит прежде всего в личной сфере: Чарли хочет, чтобы Адам служил его интересам и пытается использовать все его «полезные функции», Адам же сопротивляется этому, позиционируя себя как отдельную и независимую личность, не давая возможности Чарли себя объективизировать. Стремясь к независимости от Чарли, Адам «бунтует» разными способами по мере развития сюжета. Сравнивая главных героев, Иэн Макьюэн задумывается о том, является ли машинное сознание вымыслом. Автор ставит вопросы об искусственном интеллекте, потреблении, любви, гениальности и дружбе. |
Keywords |
робот, искусственный интеллект, трансгуманизм, постчеловек, английская литература |
The name of the journal |
ФИЛОLOGOS
|
URL |
http://elsu.ru/filologos/ |
Please use this ID to quote from or refer to the card |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=250590&p_lang=2 |
Resource files | |
|
Full metadata record |
Field DC |
Value |
Language |
dc.contributor.author |
Fayzullina Rushana Alfredovna |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2021-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2021-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2021 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Файзуллина Р.А. «Машины как я« Иэна Макьюэна в контексте трансгуманистического дискурса / Р.А. Файзуллина // Филоlogos. - 2021. - Выпуск 1 (48). - С. 74-81. |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=250590&p_lang=2 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
ФИЛОLOGOS |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Рассматривается роман Иэна Макьюэна «Машины как я» в контексте философии трансгуманизма, которая предполагает изменение человека из биопсихосоциального в киберпсихосоциального. В основе романа тема создания и использования искусственного интеллекта. В рамках данной статьи прослеживается насколько размышления Макьюэна вписываются в концепцию трансгуманизма, выявляется в чем отличие романа И. Макьюэна от предшествующей литературной традиции в характере конфликта и в плане развития идей потребительского общества, анализируется, как складываются взаимоотношения робота и человека.
Иэн Макьюэн оставляет проблему взаимоотношения творца и его создания, представленную в художественной литературе XIX–XX вв.: Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818), романе «Остров доктора Моро» (1896) Г. Уэллса и др. В этих произведениях показано нарушение баланса между «человекоподобием» и «искусственностью». Иэн Макьюэн демонстрирует эту проблему в новом ключе через отношение пользователя и изобретения, описывая более сложные моральные трудности. Проблематика романа переплетена с проблемами потребительского общества и утилитаризмом, с потребительским отношением к окружающей действительности и Другому. Центральный конфликт романа заключается в конфронтации главных героев: Чарли и человекоподобного робота Адама. Конфликт происходит прежде всего в личной сфере: Чарли хочет, чтобы Адам служил его интересам и пытается использовать все его «полезные функции», Адам же сопротивляется этому, позиционируя себя как отдельную и независимую личность, не давая возможности Чарли себя объективизировать. Стремясь к независимости от Чарли, Адам «бунтует» разными способами по мере развития сюжета. Сравнивая главных героев, Иэн Макьюэн задумывается о том, является ли машинное сознание вымыслом. Автор ставит вопросы об искусственном интеллекте, потреблении, любви, гениальности и дружбе. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
робот |
ru_RU |
dc.subject |
искусственный интеллект |
ru_RU |
dc.subject |
трансгуманизм |
ru_RU |
dc.subject |
постчеловек |
ru_RU |
dc.subject |
английская литература |
ru_RU |
dc.title |
«Машины как я« Иэна Макьюэна в контексте трансгуманистичесого дискурса |
ru_RU |
dc.type |
Articles in Russian journals and collections |
ru_RU |
|