Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ЭЛЕГИЯ В РУССКОЙ И ТАТАРСКОЙ ПОЭЗИИ XIX - НАЧАЛА XX ВВ: КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2021
Языкрусский
  • Khabibullina Alsu Zarifovna, author
  • Bibliographic description in the original language Khabibullina A.Z. Elegiya v russkoy i tatarskoy poezii XIX - nachala XX vv: kategoriya vremeni // Aktualnye voprosy sovremennoy filologii i zhurnalistiki. - № 1(40). Voronezh: Voronezh. gos. tekhnich. un-t, 2021. - S.67-74
    Annotation Статья посвящена сопоставительному исследованию жанра элегии и элегизма как самостоятельного модуса художественности в русской и татарской поэзии XIX-начала XX вв. в свете категории времени. Установлено, что элегия не вошла в круг канонических и неканонических жанров татарской литературы начала XX века, что значительно усложняет исходную ситуацию сопоставления национальных литератур. Сделан вывод о том, что исторически русская элегия существовала в художественном пространстве времени, в ее содержании особое звучание имел мотив переживания лирическим субъектом настоящего момента бытия в ценностном свете прошлого (В.И. Козлов, О.В. Зырянов, В.Э. Вацуро, М.Л. Гаспаров). Исследования ученых-востоковедов (Г.Э. Грюнебаум, Л. Масиньон, А.М. Шиммель) показали, что время в сознании восточного поэта как будто стремиться «оставаться на месте»; время здесь не линейное в своей протяженности, оно не определяется различиями границ прошлого, настоящего и будущего. Напротив, в нем особое место уделялось переживанию мгновений, причем не всегда расположенных в необратимой последовательности. Сделан вывод о том, что татарское художественное сознание, испытавшее воздействие традиций литератур Востока, имеет сходные черты мировосприятия, что в значительной мере обусловило уникальность пути становления элегического жанра в национальной литературе. Фактическую основу работы составил сопоставительный анализ элегии А.С. Пушкина «Прощанье» (1830) и стихотворения Дэрдменда «Әгәр барсаң, саба җил, безнең илгә» («Ветер утренний, если летишь в нашу сторону…»). Установлено, что произведение Дэрдменда отличается тонким элегическим звучанием. Последнее можно рассматривать как особый тип художественности, на основе которого возник диалог русской классики и татарской литературы в аспекте ценностной категории времени и ее важнейших художественных свойств.
    Keywords элегия, элегизм, Пушкин, Дэрдменд, категория времени, мотив воспоминания, сопоставление литератур
    The name of the journal Актуальные вопросы современной филологии и журналистики
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=250566&p_lang=2

    Full metadata record