Form of presentation | Articles in Russian journals and collections |
Year of publication | 2021 |
Язык | русский |
|
Khabibullina Alsu Zarifovna, author
|
Bibliographic description in the original language |
Khabibullina A.Z. Elegiya v russkoy i tatarskoy poezii XIX - nachala XX vv: kategoriya vremeni // Aktualnye voprosy sovremennoy filologii i zhurnalistiki. - № 1(40). Voronezh: Voronezh. gos. tekhnich. un-t, 2021. - S.67-74 |
Annotation |
Статья посвящена сопоставительному исследованию жанра элегии и элегизма как самостоятельного модуса художественности в русской и татарской поэзии XIX-начала XX вв. в свете категории времени. Установлено, что элегия не вошла в круг канонических и неканонических жанров татарской литературы начала XX века, что значительно усложняет исходную ситуацию сопоставления национальных литератур. Сделан вывод о
том, что исторически русская элегия существовала в художественном пространстве времени, в ее содержании
особое звучание имел мотив переживания лирическим субъектом настоящего момента бытия в ценностном свете прошлого (В.И. Козлов, О.В. Зырянов, В.Э. Вацуро, М.Л. Гаспаров). Исследования ученых-востоковедов
(Г.Э. Грюнебаум, Л. Масиньон, А.М. Шиммель) показали, что время в сознании восточного поэта как будто
стремиться «оставаться на месте»; время здесь не линейное в своей протяженности, оно не определяется различиями границ прошлого, настоящего и будущего. Напротив, в нем особое место уделялось переживанию мгновений, причем не всегда расположенных в необратимой последовательности. Сделан вывод о том, что татарское художественное сознание, испытавшее воздействие традиций литератур Востока, имеет сходные черты
мировосприятия, что в значительной мере обусловило уникальность пути становления элегического жанра в
национальной литературе. Фактическую основу работы составил сопоставительный анализ элегии А.С. Пушкина «Прощанье» (1830) и стихотворения Дэрдменда «Әгәр барсаң, саба җил, безнең илгә» («Ветер утренний, если летишь в нашу сторону…»). Установлено, что произведение Дэрдменда отличается тонким элегическим
звучанием. Последнее можно рассматривать как особый тип художественности, на основе которого возник диалог русской классики и татарской литературы в аспекте ценностной категории времени и ее важнейших художественных свойств. |
Keywords |
элегия, элегизм, Пушкин, Дэрдменд, категория времени, мотив воспоминания, сопоставление литератур |
The name of the journal |
Актуальные вопросы современной филологии и журналистики
|
Please use this ID to quote from or refer to the card |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=250566&p_lang=2 |
Full metadata record |
Field DC |
Value |
Language |
dc.contributor.author |
Khabibullina Alsu Zarifovna |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2021-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2021-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2021 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Хабибуллина А.З. Элегия в русской и татарской поэзии XIX - начала XX вв: категория времени // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. - № 1(40). Воронеж: Воронеж. гос. технич. ун-т, 2021. - С.67-74 |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=250566&p_lang=2 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Актуальные вопросы современной филологии и журналистики |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Статья посвящена сопоставительному исследованию жанра элегии и элегизма как самостоятельного модуса художественности в русской и татарской поэзии XIX-начала XX вв. в свете категории времени. Установлено, что элегия не вошла в круг канонических и неканонических жанров татарской литературы начала XX века, что значительно усложняет исходную ситуацию сопоставления национальных литератур. Сделан вывод о
том, что исторически русская элегия существовала в художественном пространстве времени, в ее содержании
особое звучание имел мотив переживания лирическим субъектом настоящего момента бытия в ценностном свете прошлого (В.И. Козлов, О.В. Зырянов, В.Э. Вацуро, М.Л. Гаспаров). Исследования ученых-востоковедов
(Г.Э. Грюнебаум, Л. Масиньон, А.М. Шиммель) показали, что время в сознании восточного поэта как будто
стремиться «оставаться на месте»; время здесь не линейное в своей протяженности, оно не определяется различиями границ прошлого, настоящего и будущего. Напротив, в нем особое место уделялось переживанию мгновений, причем не всегда расположенных в необратимой последовательности. Сделан вывод о том, что татарское художественное сознание, испытавшее воздействие традиций литератур Востока, имеет сходные черты
мировосприятия, что в значительной мере обусловило уникальность пути становления элегического жанра в
национальной литературе. Фактическую основу работы составил сопоставительный анализ элегии А.С. Пушкина «Прощанье» (1830) и стихотворения Дэрдменда «Әгәр барсаң, саба җил, безнең илгә» («Ветер утренний, если летишь в нашу сторону…»). Установлено, что произведение Дэрдменда отличается тонким элегическим
звучанием. Последнее можно рассматривать как особый тип художественности, на основе которого возник диалог русской классики и татарской литературы в аспекте ценностной категории времени и ее важнейших художественных свойств. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
элегия |
ru_RU |
dc.subject |
элегизм |
ru_RU |
dc.subject |
Пушкин |
ru_RU |
dc.subject |
Дэрдменд |
ru_RU |
dc.subject |
категория времени |
ru_RU |
dc.subject |
мотив воспоминания |
ru_RU |
dc.subject |
сопоставление литератур |
ru_RU |
dc.title |
Элегия в русской и татарской поэзии XIX - начала XX вв: категория времени |
ru_RU |
dc.type |
Articles in Russian journals and collections |
ru_RU |
|