Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
РОЛЬ СИСТЕМЫ Я В САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В ХОДЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2020
Языкрусский
  • Prokhorov Aleksandr Oktyabrinovich, author
  • Chernov Albert Valentinovich, author
  • Bibliographic description in the original language Prokhorov A. O., Chernov A. V. Rol sistemy Ya v samoregulyacii psikhicheskikh sostoyaniy v khode uchebnoy deyatelnosti studentov // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2020. № 6 (117). S. 79-87.
    Annotation Статья посвящена вопросу о роли системы Я в ментальной регуляции состояний человека. В статье анализируются отечественные и зарубежные подходы к изучению взаимоотношения структур системы Я и психических состояний человека. Цель работы состоит в том, чтобы установить взаимосвязи составляющих системы Я и уровня эффективности саморегуляции психических состояний у студентов. Исследование проведено в трех различных по уровню напряженности формах учебной деятельности: на лекции, на семинаре и на экзамене. В результате исследования показаны психические состояния, наиболее типичные для студентов с разным уровнем эффективности саморегуляции в основных формах учебной деятельности (лекция, семинар, экзамен). Установлено, что студенты с высоким уровнем эффективности саморегуляции более интенсивно переживают позитивные познавательные состояния независимо от напряженности учебной деятельности, характеризуются положительным отношением к себе (уверенность в себе, самоценность), имеют более выраженный уровень составляющих системы Я и низкие показатели внутренней конфликтности и самообвинения. Установлены ведущие подструктуры психических состояний и системы Я в каждой из форм учебной деятельности студентов. Обнаружено, что в повседневных формах учебной деятельности наибольшее значение приобретают показатели поведения, а в напряженной ситуации экзамена – соматических реакций и когнитивных процессов. Показано, что по мере роста напряженности ситуации от лекции к экзамену возрастает и роль составляющих самоотношения в регуляции как отдельных подструктур, так и психических состояний студентов в целом.
    Keywords психическое состояние, система Я, самоотношение, эффективность саморегуляции, уровень саморегуляции, учебная деятельность, студент.
    The name of the journal Ярославский педагогический вестник
    URL http://vestnik.yspu.org/releases/2020_6/13.pdf
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=244942&p_lang=2

    Full metadata record