Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
СПЕЦИФИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2020
Языкрусский
  • Akhmetzyanova Anna Ivanovna, author
  • Khakimullina Rimma Rafailevna, author
  • Bibliographic description in the original language Akhmetzyanova A.I. Specifika prognozirovaniya u doshkolnikov s narusheniem slukha/A.I.Akhmetzyanova, R.R. Khakimullina/Vestnik moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya. 2020 № 2. S. 158–176.
    Annotation В статье рассматривается проблема способности к прогнозированию (предвосхищению событий будущего) у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Немаловажное значение в социальной адаптации детей с нарушением слуха занимает способность предвосхищать результаты своего взаимодействия с окружающим социальным миром. Прогнозирование у дошкольников с нарушением слуха является довольно малоизученной темой. Встречаются исследования о каком-либо одном виде предвосхищения, например, эмоциональном. Исходя из анализа предыдущих исследований, значимым является подробное изучение особенностей структурно-функциональных характеристик прогностической способности детей с нарушением слуха в сравнении. Цель исследования. Изучить способность к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха. Методики и выборка. В исследовании приняли участие 50 детей в возрасте 5-7 лет с нарушениями слуха и с сохранным слухом, посещающие дошкольные образовательные учреждения Республики Татарстан. Были использованы методики: «Угадайка» (Л.И.Переслени, В.Л.Подобед), авторская методика «Прогностические истории», разработанная преподавателями Казанского федерального университета. Результаты. У детей с нарушением слуха выявлены неэффективные способы осуществления прогностической деятельности, нерациональные стратегии прогнозирования, трудности прогнозирования в определенных сферах отношений и видах деятельности, а также проблемы усвоения правил в нормативной ситуации. Выводы. Эмпирическое исследование подтвердило значимость внешней регуляции в социальной жизни ребенка с нарушением слуха, благодаря которой способность к прогнозированию у детей проявляется более успешно в организованной деятельности, чем в свободной. Наиболее развитой сферой отношений у детей с нарушением слуха является сфера ребенок-родитель. В собственном прогнозе детям с нарушением слуха более свойственна пассивная позиция, в большинстве ситуаций в качестве субъектов будущих событий дети указывали на других участников ситуации, чаще взрослых
    Keywords Прогнозирование, дошкольники с нарушением слуха
    The name of the journal Вестник Московского университета
    On-line resource for training course http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/159407/W0S_VAK_VMU_Ser_14___2_2020.pdf?sequence=1&isAllowed=y
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=238926&p_lang=2
    Resource files 
    File name Size (MB) Format  
    W0S_VAK_VMU_Ser_14___2_2020.pdf 0,72 pdf show / download

    Full metadata record