Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И РАСПОЗНАВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ НА ФОНЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2020
Языкрусский
  • Artemeva Tatyana Vasilevna, author
  • Artishheva Lira Vladimirovna, author
  • Akhmetzyanova Anna Ivanovna, author
  • Bibliographic description in the original language Akhmetzyanova A.I. Vzaimosvyaz prognozirovaniya i raspoznavaniya psikhicheskikh sostoyaniy na fone emocionalnogo blagopoluchiya i kommunikativnykh sposobnostey detey s narusheniyami slukha/ A.I.Akhmetzyanova, T.V.Artemeva, L.V.Artishheva //Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya.- №3 - 2020.- S.314-33
    Annotation Способность распознавать, обозначать свои состояния и окружающих, выстраивать адекватные прогнозы определяет успешность в социализации детей с нарушениями слуха, в их взаимодействии с окружающими как взрослыми, так и сверстниками, в налаживании отношений с ними, чем и определяется актуальность исследования. Цель исследования: определить специфику взаимосвязи процессов идентификации психических состояний, прогнозирования и критериев успешности взаимодействия детей с другими людьми, измеряемые через коммуникативные способности и эмоциональное благополучие/ неблагополучие. Использовались методики: «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго), «Угадайка» (Л.И. Переслени и В.Л. Подобед), «Методика для определения уровня развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» (Н.Е. Веракса), «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения» (А.М. Kазьмин, Н.А. Коновко, О.Г. Сальникова, Е.К. Тупицина, Е.В. Федина). В исследование приняли участие дошкольники с нарушением слуха - 15 человек, без слуховых нарушений – 100 человек, дети младшего школьного возраста с нарушением слуха - 16 человек, без слуховых нарушений – 40 человек. Было выявлено, что процессы прогнозирования и идентификации психических состояний взаимосвязаны, связь бывает опосредована другими переменными, структура взаимосвязи разрушается с возрастом у детей с нарушениями слуха и без нарушений. Были сделаны выводы: структура прогнозирования детей с нормотипичным развитием и с нарушениями слуха имеет общую тенденцию в динамике (выпадения второстепенных переменных) и специфичные признаки, проявляющиеся в уровне сложности и сформированности структуры; имея единый фундамент (субъективный опыт) процессы идентификации и прогнозирования лишь в дошкольном возрасте взаимосвязаны, возрастом их взаимосвязь опосредуется дополнительными переменными (эмоциональное благополучие и коммуникативные навыки); дети с нарушениями слуха имеют менее сложную структуру взаимосвязи прогнозирования и идентификации психических состояний на фоне эмоционального благополучия и коммуникативных навыков.
    Keywords : прогнозирование, идентификация психических состояний, дети с нарушениями слуха, эмоциональное благополучие, коммуникативные навыки
    The name of the journal Вестник Московского университета
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=238619&p_lang=2

    Full metadata record