Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ОРНАМЕНТ В ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2020
Языкрусский
  • Arefeva Svetlana Mullanurovna, author
  • Arefeva K.I. Arefeva K.I. Arefeva K.I., author
  • Bibliographic description in the original language Arefeva S.M., Arefeva K.I. Goryacheva O.N. Ornament v tatarskoy kulture// Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv. - 2020. - № 53. - 221-230
    Annotation В статье, посвященной искусству казанских татар, исследуется семантика орнаментальных мотивов с точки зрения семиотики искусства. Актуальность работы связана с пониманием взаимосвязи формирования элементов орнаментики с жестом и звуком, которые в ходе эволюции способствовали созданию изобразительного языка. Зафиксированные жесты в начертании слов стали знаковыми, указывающими на связь со смысловыми значениями. Обнаруженное взаимодействие раскрывается через описание и метод анализа орнаментики во всех её видах: геометрическом начертании, зооморфном, растительном, комбинированном, религиозном, эпиграфическом, геральдическом, воплощенных у казанских татар в предметах декоративно-прикладного искусства. Изучение художественных традиций казанских татар с современных позиций, обращение к примерам из музейной и коллекционной базы предметов орнаментального искусства, их классификация на изобразительный, комбинированный и неизобразительный виды орнаментов определили научную новизну. Цель работы заключалась в том, чтобы, признавая значительную роль сюжетности и образности в художественном мышлении, проанализировать этнокультурные особенности татарского искусства через семантику орнаментальных мотивов, проявляющихся в создании новых образов на основе художественных и композиционных знаний. В работе использован метод ретроспективного анализа развития культуры татар, свидетельствующей о древности сложения их орнаментального искусства: от тюркоязычных кочевых племен, угорского населения Волго-Камья, оседлого проживания на территории Волжской Булгарии (XII–XIII века), Золотой Орды (XIII–XV века), Казанского ханства (XVI–XVI века) до Российского государства. Авторами делается вывод о весомой роли фантазии в изобразительном искусстве, моделирующей новые изобразительные знаки. При этом сообщается об утрате прямой семантики орнаментальных мотивов, которые сохранились лишь в формообразовании, что объясняет их использование в современном дизайне как прямых цитат или полистилизма. Практическая значимость работы проявляется в постижении художественной системы татарской культуры через изучение орнаментальных мотивов, выраженных в декоративно-прикладном искусстве
    Keywords орнамент, семантика, татарское искусство, культура, орнаментальные мотивы, символ, ислам
    The name of the journal Искусство и образование
    URL http://vestnik.kemgik.ru/
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=234153&p_lang=2

    Full metadata record