Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2020
Языкрусский
  • Akhmetshina Elmira Gabdullovna, author
  • Emanova Yuliana Gennadevna, author
  • Yao Mikhail Konstantinovich, author
  • Berdnikova Arina Evgenevna, author
  • Bibliographic description in the original language Emanova Yu.G., Yao M.K., Akhmetshina E.G., Berdnikova A.E. Formirovanie vizualnogo khudozhestvennogo obraza u detey s narusheniyami zreniya // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya.- 2019.- №6.- URL: https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN619.pdf (dostup svobodnyy). Zagl. s ekrana. Yaz. rus., angl.
    Annotation Статья посвящена формированию визуального художественного образа у детей с нарушениями зрения. Описана арт-технология, основанная на линейной композиции. В данной арт-технологии с помощью трех – изобразительных техник – рисования одним росчерком, пластилинографии и распознавания образов природы в фактурной композиции из текстиля происходит обучение формирования визуального образа от плоскостного к рельефному изображению, а затем к интерпретации фактурной композиции. Картина окружающего мира передается в этой арт-технологии через тактильные, вербальные и визуальные образы. Апробация арт-технологии проходила на базе специальной казанской школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. По адаптированной методике П. Торренса было проведено тестирование для определения уровня творческого развития, разработана серия из трёх уроков, составлены планы проведения уроков и описан ход педагогического эксперимента. В процессе освоения арт-технологии обучающиеся приобретают навыки не только рисования, но и способности образного представления окружающей среды. В статье говориться о том, что обучение детей с нарушениями зрения необходимо опираться на принцип замкнутости гештальта, согласно которому сознание стремится завершить незаконченные фигуры, заполнить существующие пробелы и позволяет увидеть не разъединенные линии, а целостный образ; синестезийный подход к формированию художественного образа у детей с нарушениями зрения способствуют целостности восприятия окружающего мира, позволят ребёнку творчески подходить к решению незнакомых ситуаций и стимулировать к обучению. Полученные результаты педагогического эксперимента позволяют рекомендовать данную арт-технологию для использования в школах, где обучаются школьники с ограниченными возможностями по зрению.
    Keywords визуальный художественный образ; дети с нарушениями зрения; арт-техники; арт-технологии; гештальт; синестезия; методика П. Торренса
    The name of the journal Мир науки. Педагогика и психология
    URL https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN619.pdf
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=232414&p_lang=2

    Full metadata record