Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ТЕКСТОВОЕ «НАСИЛИЕ» (ФОРМИРОВАНИЕ КОРПУСА ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ВИЗУАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ)
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2020
Языкрусский
  • Mardieva Lyaylya Agdasovna, author
  • Shhuklina Tatyana Yuvenalevna, author
  • Bibliographic description in the original language Mardieva L.A., Shhuklina T.Yu. Tekstovoe «nasilie» (formirovanie korpusa precedentnykh vizualnykh tekstov)// Filologiya i kultura. Philology and Culture. – 2020. – № 1 (59). – S. 224 – 229. DOI: 10.26907/2074-0239-2020-59-1-224-229
    Annotation Ведущая роль школы в формировании корпуса прецедентных для данного социокультурного сообщества визуальных текстов не вызывает сомнений. На основании анализа материалов школь-ных учебников по русскому языку в статье установлены количественные и качественные характе-ристики используемых на уроках русского языка иконических текстов. Выявлено, что в учебниках по русскому языку в основном представлены картины художников конца ХIХ –второй половины ХХ вв. Однако школа выступает в роли субъекта «текстового насилия», выполняет просветитель-скую функцию и закладывает основу культурной идентичности данного общества, а потому она должна активно пропагандировать современное искусство и ориентироваться не только на карти-ны в духе реалистического направления. Закрепление визуального текста в долговременной памя-ти учащихся и вхождение его в корпус прецедентных происходит в условиях целенаправленной работы учителя. Связанные с визуальным текстом учебные упражнения не только создают особый тип развивающей коммуникативно-эстетической среды, но и являются оптимальным средством формирования коммуникативно-речевых навыков эстетической коммуникации. В число связан-ных с визуальным текстом учебных упражнений предлагается включать и задания, нацеленные на самостоятельный поиск информации энциклопедического характера: они стимулируют обсужде-ние эстетической информации, активизируют обмен мнениями и впечатлениями, способствуют активизации диалогической формы эстетической коммуникации и в конечном итоге –внедрению обсуждаемых на уроках русского языка визуальных текстов в фонд прецедентных.Ключевые слова: текст, визуальный текст, корпус прецедентных визуальных текстов, текстовое насилие, формирование культурной базы и эстетического опыта учащихся, эстетическая коммуни-кация, ментально-креативная деятельность учащихся.
    Keywords текст, визуальный текст, корпус прецедентных визуальных текстов, текстовое насилие, формирование культурной базы и эстетического опыта учащихся, эстетическая коммуникация, ментально-креативная деятельность учащихся.
    The name of the journal Филология и культура.Phililogy and Culture.
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=231736&p_lang=2

    Full metadata record