Form of presentation | Articles in Russian journals and collections |
Year of publication | 2020 |
Язык | русский |
|
Artemeva Tatyana Vasilevna, author
Akhmetzyanova Anna Ivanovna, author
|
Bibliographic description in the original language |
Akhmetzyanova A.I. Vzaimosvyaz prognozirovaniya i pozitivnoy socializacii detey s narusheniyami v razvitii/A.I.Akhmetzyanova, T.V.Artemeva // Psikhologicheskie issledovaniya. - 2020. - T. 13, № 69. - S. 1-16. - http://psystudy.ru. |
Annotation |
Проблема социализации активно изучается в гуманитарных науках, однако анализ исследований показывает отсутствие единого представления о механизмах, условиях и факторах развития позитивной социализации в условиях дизонтогенеза. Недостаточно изучена способность детей дошкольного возраста к прогнозированию (предвосхищению событий будущего) в качестве ресурса их социализации.
Целью исследования являлось изучение показателей социализации детей и их зависимость от способности к прогнозированию у детей с нарушениями речи, с нарушениями слуха, зрения, двигательными нарушениями и эмоциональными нарушениями.
В исследовании приняли участие 438 детей в возрасте 5–7 лет с нарушениями в развитии и без нарушений в развитии, посещающие дошкольные образовательные учреждения России. Были использованы методики: «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения» (А.М.Казьмин и др.), «Эмоциональные лица» (Н.Я.Семаго), «Методика соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации» (L.F.Bayanova, T.R.Mustafin), комплекс методик для определения уровня развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста (Н.Е.Веракса), «Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л.Подобед), наблюдение за ребенком в организованной и свободной деятельности (методика А.Г.Самохваловой).
Выявлены трудности социальной адаптации, получения социального опыта и усвоения правил в нормативной ситуации у детей всех нозологических групп. Особенно высокие показатели по дезадаптивному поведению выявлены у детей с двигательными и эмоциональными нарушениями. Не способны осуществить прогноз дальнейших событий дети с эмоциональными нарушениями, чаще всего выбирающие нерациональные или случайные стратегии в прогнозировании. Эмпирическое исследование подтвердило наличие тесных корреляционных связей показателей прогнозирования с показателями методик, отражающих соответствие ребенка правилам социального поведения, а также с показателями коммуникативного взаимодействия ребенка в условиях свободной организованной деятельности и в режимных моментах во взаимодействии со взрослыми и со сверстниками. Полученные в исследовании данные могут быть использованы при адаптации и сопровождении детей с нарушениями в развитии в образовательных учреждениях.
|
Keywords |
социализация, предвосхищение событий будущего, прогнозирование, дети, дошкольный возраст, нарушения в развитии. |
The name of the journal |
Психологические исследования (электронный журнал)
|
On-line resource for training course |
http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/158345/Vak_Vzaimosvyaz_prognozirovaniya_i_pozitivnoj_socializacii_detej_s_narusheniyami_v_razvitii.pdf?sequence=1&isAllowed=y
|
URL |
http://psystudy.ru/index.php/num/2020v13n69/1727-ahmetzyanova69.html |
Please use this ID to quote from or refer to the card |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=230408&p_lang=2 |
Resource files | |
|
Full metadata record |
Field DC |
Value |
Language |
dc.contributor.author |
Artemeva Tatyana Vasilevna |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Akhmetzyanova Anna Ivanovna |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2020-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2020-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2020 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Ахметзянова А.И. Взаимосвязь прогнозирования и позитивной социализации детей с нарушениями в развитии/А.И.Ахметзянова, Т.В.Артемьева // Психологические исследования. - 2020. - Т. 13, № 69. - С. 1-16. - http://psystudy.ru. |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=230408&p_lang=2 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Психологические исследования (электронный журнал) |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Проблема социализации активно изучается в гуманитарных науках, однако анализ исследований показывает отсутствие единого представления о механизмах, условиях и факторах развития позитивной социализации в условиях дизонтогенеза. Недостаточно изучена способность детей дошкольного возраста к прогнозированию (предвосхищению событий будущего) в качестве ресурса их социализации.
Целью исследования являлось изучение показателей социализации детей и их зависимость от способности к прогнозированию у детей с нарушениями речи, с нарушениями слуха, зрения, двигательными нарушениями и эмоциональными нарушениями.
В исследовании приняли участие 438 детей в возрасте 5–7 лет с нарушениями в развитии и без нарушений в развитии, посещающие дошкольные образовательные учреждения России. Были использованы методики: «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения» (А.М.Казьмин и др.), «Эмоциональные лица» (Н.Я.Семаго), «Методика соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации» (L.F.Bayanova, T.R.Mustafin), комплекс методик для определения уровня развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста (Н.Е.Веракса), «Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л.Подобед), наблюдение за ребенком в организованной и свободной деятельности (методика А.Г.Самохваловой).
Выявлены трудности социальной адаптации, получения социального опыта и усвоения правил в нормативной ситуации у детей всех нозологических групп. Особенно высокие показатели по дезадаптивному поведению выявлены у детей с двигательными и эмоциональными нарушениями. Не способны осуществить прогноз дальнейших событий дети с эмоциональными нарушениями, чаще всего выбирающие нерациональные или случайные стратегии в прогнозировании. Эмпирическое исследование подтвердило наличие тесных корреляционных связей показателей прогнозирования с показателями методик, отражающих соответствие ребенка правилам социального поведения, а также с показателями коммуникативного взаимодействия ребенка в условиях свободной организованной деятельности и в режимных моментах во взаимодействии со взрослыми и со сверстниками. Полученные в исследовании данные могут быть использованы при адаптации и сопровождении детей с нарушениями в развитии в образовательных учреждениях.
|
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
социализация |
ru_RU |
dc.subject |
предвосхищение событий будущего |
ru_RU |
dc.subject |
прогнозирование |
ru_RU |
dc.subject |
дети |
ru_RU |
dc.subject |
дошкольный возраст |
ru_RU |
dc.subject |
нарушения в развитии. |
ru_RU |
dc.title |
Взаимосвязь прогнозирования и позитивной социализации детей с нарушениями в развитии |
ru_RU |
dc.type |
Articles in Russian journals and collections |
ru_RU |
|