Kazan (Volga region) Federal University, KFU
KAZAN
FEDERAL UNIVERSITY
 
ЖАНР ПЕРФОРМАНСА В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ КАЗАНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Form of presentationArticles in Russian journals and collections
Year of publication2019
Языкрусский
  • Safiullina Liliya Garifullovna, author
  • Bibliographic description in the original language Safiullina L. G. Zhanr performansa v tvorchestve sovremennykh kazanskikh kompozitorov / L.G. Safiullina, L.A. Mingalieva // Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Socialno-gumanitarnye nauki (VAK) - 2019. - T. 19. - №4. - S. 94-101. - DOI: 10.14529/ssh190412
    Annotation В статье рассматриваются перформативные тенденции в музыкальном искусстве крупных нестоличных городов (на примере Казани). Произведения Рашида Калимуллина «С петлёй на шее», Эльмира Низамова «В полной темноте или Музыка на ощупь», Романа Пархоменко «Шел Наполеон-то на Россию воевать» ранее не становились предметом исследования. Созданные в конце XX – XXI вв. и представляющие разные способы отражения действительности (трагический, лирический, сатирический), они демонстрируют возрастающий интерес казанских композиторов к жанру музыкального перформанса. Сочинения отличают концептуальность, синтетичность и синестетичность, новое ощущение времени и пространства, телесность, иммерсивность и импровизационность. Построенные на авангардной стилистике, они отрицают жесткую закрепленность текста, используют приемы алеаторики, элементы репетитивной техники. Однако полной деконструкции формы не происходит. Содержательное поле казанских перформансов простирается далеко за рамки эпатажа публики, поднимая темы добра и зла, жизни и смерти, осознания роли художника в современном мире, поиска способов коммуникации между людьми, осмеяния стремления к мировому господству. При этом каждая из композиций допускает «мерцание смыслов», возможность семантической инверсии. Особенностью казанских перформансов является их исполнение в академических залах, а не на альтернативных площадках. Но сам способ подачи материала «взрывает» изнутри привычный антураж, бросая вызов «консервативным» ожиданиям публики. В результате традиционные концертные сцены начинают функционировать в новом для себя качестве, становятся полем для смелых экспериментов. Музыкальные перформансы дополняют представления о «неформальном облике» Казани, выдвигая ее в ряд городов-трансляторов идей современной культуры.
    Keywords музыкальный перформанс, трагифарс, Рашид Калимуллин, Эльмир Низамов, Роман Пархоменко
    The name of the journal Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика
    URL https://elibrary.ru/download/elibrary_40629683_78252236.pdf
    Please use this ID to quote from or refer to the card https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=211033&p_lang=2
    Resource files 
    File name Size (MB) Format  
    Zhanr_performansa_v_tvorchestve_sovremennykh_kazanskikh_kompozitorov.pdf 0,61 pdf show / download

    Full metadata record