Ректор КФУ-профессор И.Р. Гафуров за выдающиеся результаты в научно-педагогической деятельности и активное участие в реализации стратегии развития университета наградил Почетной грамотой и премией доктора педагогических наук, профессора, эксперта Российской Академии Наук (РАН), заведующий кафедрой методологии обучения и воспитания ИПО КФУ Хузиахметова Анвара Нуриахметовича.
Педагогическая деятельность Анвара Нуриахметовича берет начало с 1974 года в должности учителя истории и продолжалась в должностях заместителя директора и директора средней школы, заведующего районным отделом образования, начальником отдела Минобрнауки и продолжается заведующим кафедрой методологии обучения и воспитания ИПО КФУ. Область научных исследований: теория и методика воспитания, социализация и индивидуализация личности школьника, компетентностный подход в образовании студентов-бакалавров педагогики, формирование профессиональной компетентности будущих педагогов. Имеет государственные награды, почетные звания: Золотая, серебряная, бронзовая медали ВДНХ СССР, Заслуженный деятель науки РТ, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Заслуженный учитель школ РФ и РТ, Лауреат медали «За заслуги в образовании РТ», лауреат Республиканских премий имени Каюма Насыйри, Мусы Джалиля, Дамира Сиразиева, орден Трудового Красного Знамени.
В образовательном процессе вуза профессор Хузиахметов А.Н. и его научная школа ориентируются на важнейший принцип теории университетского образования: единство преподавания, учения и исследования. Этот принцип реализуется в подготовленных учебниках и учебных пособиях нового поколения: «Введение в педагогическую деятельность», «Педагогика», «Теория и методика воспитания», «Дидактика», «Практикум по общей педагогике», «Общая педагогика».
Эти учебники и пособия-практикумы, созданные в рамках гранта АН РТ, имеют гриф Минобрнауки РТ и рекомендованы для использования в образовательном процессе вузов, готовящих учителей. Они ориентированы на диалоговые технологии обучения и позволяют активизировать самостоятельную творческую работу студентов, развивать профессиональную направленность мышления будущих учителей, формировать их учебную деятельность, способствуют становлению будущих учителей как субъектов познавательной и исследовательской деятельности, развивают профессиональную рефлексию как важнейшую составляющую методологической культуры педагога.
Тема кандидатской диссертации: «Формирование социального опыта сельских школьников в совместном труде со взрослыми». Работа над кандидатской диссертацией завершалась в Москве в заочной аспирантцре Института общих проблем воспитания АПН СССР с сентября 1987 г. до сентября 1990 г. Тема докторской диссертации: «Интегративная концепция социализации и индивидуализации личности школьника». Научный консультант – доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, академик АН РТ Махмутов М.И., где разработана концепция социализации и индивидуализации. Концепция социализации и индивидуализации личности представляет собой область науки на стыке психологии и педагогики, включающую как проблемы психологии (закономерности и механизмы формирования и развития социализации и индивидуализации), так и педагогики (управление формированием и развитием социального опыта индивидуальности, педагогические средства и условия их формирования).
В основе концепции социализации и индивидуализации лежит мысль о том, что идеи философов о человеке как самоценности могут быть претворены в жизнь в условиях деидеологизации системы образования. При этом и учащийся, и учитель будут являться равноправными субъектами целостного педагогического процесса. Наряду с биологическим основанием (индивид) и социальным (личность) автор выделяет третью грань – «человеческое в человеке» (индивидуальность).
Концепция индивидуализации и социализации личности как самостоятельная отрасль научного знания имеет собственное содержание: разработанную систему педагогических целей, систему диагностических средств, средства формирования социального опыта и индивидуальности, закономерности и принципы формирования и развития индивидуальных и социальных качеств человека и его индивидуальности в целом. Это система работоспособных, оправдавших себя на практике, прошедших проверку жизнью психологических и педагогических положений, категорий и принципов, объективно и доказательно отражающих сущностные процессы развития человека.
При разработке интегративной концепции социализации и индивидуализации, принципов ее реализации Хузиахметов А.Н. работал совместно со своими сотрудниками и аспирантами, учителями, директорами СОШ, которые составили коллектив единомышленников, ставший ядром новой научной школы. Сегодня научная школа представляет собой общность людей, объединенных идейно, духовно, концептуально, принадлежащих к единой исследовательской, научной, духовной культуре.
Под руководством профессора Хузиахметова А.Н. уже 10 лет функционирует научно-исследовательская лаборатория «Социализация личности».
Основными научными направлениями деятельности НИЛ являются: проблемы воспитательного влияния коллектива на личность, включения обучаемых во внутриколлективную деятельность и отношения, организационно-педагогические аспекты функционирования ученического коллектива, в том числе организации ученического самоуправления, положения личности в структуре коллектива. Системный анализ соотношения процессов социализации в новых условиях гуманизации и демократизации современной школы; соотношение содержательного изменения общественных отношений и качественного своеобразия личности учащегося, взаимовлияние социализирующих функций общества и индивидуальных проявлений человека; диалектика развития и воспитания учащихся в условиях радикально изменившейся социально-экономической и политической ситуации современного российского общества.
Деятельность лаборатории направлена на осуществление следующих задач: выполнение научно-исследовательских работ по программам Министерства образования и науки РФ и другим научным программам РФ, региональным научным программам, международным научным программам; развитие научных исследований в структурном подразделении; налаживание научных контактов и научно-технического сотрудничества с учебными и научными учреждениями России, ближнего и дальнего зарубежья; практическая апробация и внедрение полученных результатов в практику деятельности предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности и сфер деятельности; содействие подготовке студентов по направлениям работы Института (факультета); содействие в повышении квалификации научных и научно-педагогических кадров; внедрение полученных результатов в учебный процесс по направлениям подготовки студентов; приобщение талантливых студентов, обучающихся по соответствующим специальностям, к научным исследованиям на ранних стадиях обучения.
В соответствии с задачами на НИЛ возложено выполнение следующих функций: проведение госбюджетных научно-исследовательских работ (далее – НИР) в соответствии с утвержденными планами выполнения научных исследований в КФУ; проведение НИР на основе грантов, получаемых от различных отечественных и зарубежных фондов и организаций; проведение НИР на основе хозяйственных договоров и контрактов; оказание научно-методических, консультационных, экспертных и иных видов услуг в соответствии с основными научными направлениями и задачами функционирования лаборатории для предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности, а также для отдельных физических лиц; проведение научных семинаров по соответствующим научным направлениям; содействие подготовке специалистов высшего профессионального образования всех уровней (ступеней) (бакалавриат, специалитет, магистратура) по ряду родственных специальностей и направлений; содействие организации научно-исследовательской работы студентов в процессе выполнения студенческих квалификационных работ; содействие подготовке кадров высшей научной квалификации через аспирантуру, соискательство и иные формы.
Разработанные теории профессором Хузиахметовым А.Н. и е его воспитанниками, все более глубоко проникают в педагогическую практику, а практика ставит все новые проблемы, требующие научных поисков и решений. Это дает широкие возможности для научных разработок и открывает новые горизонты.