Базовая образовательная организация ИПО КФУ – гимназия №20 города Казани стала лауреатом Республиканской премии имени великого просветителя Каюма Насыйри.
МБОУ «Гимназия №20 имени Абдуллы Алиша» как центр национального образования, ориентирована на обучение на родном (татарском) языке, на воспитание уважения и любви к традициям татарского народа и уважительного отношения к обычаям и традициям, культуре других народов с учетом индивидуальных способностей, общеобразовательных потребностей и возможностей, личных склонностей в соответствии с ФГОС.
За плодотворную духовно - нравственную и патриотическую работу в 2015 году гимназии присвоено имя писателя – патриота Абдуллы Алиша (Постановление Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 26.05.2015 г. № 2179).
Главная цель гимназии – создание модели разумной инновационной национальной гимназии и поликультурного образования.
Кадровое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям. 75% педагогов имеют первую и высшую квалификационную категорию. Из них: абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Лучший учитель татарского языка» - 1;победители гранта:«Наш лучший учитель»- 18 чел., «Наш новый учитель»- 1, «Лучший учитель ИКТ» -1, «Учитель-мастер»- 4, “Лучший эксперт в области оценки качества образования” - 1; победитель ПНПО-2; победитель республиканского этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»-1; призер конкурса «Учитель года» - 6 человек; призер республиканского конкурса «Учитель года» в номинации «Классный руководитель» - 2; лауреат премии им. Каюма Насыри -1; член Союза писателей Республики Татарстан - 1.
На современном этапе развития общества гимназия, жизненно заинтересована в нововведениях для обеспечения собственных конкурентных преимуществ. Для достижения этой цели учреждение опирается на народную педагогику, труды великих татарских просветителей К.Насыри, Р.Фахреддин, Ш.Марджани. В гимназии разрабатывается и реализуется система, направленная на модернизацию содержания образования, управление педагогическим процессом, планирование и развитие ОУ, повышение квалификации педагогов.
Работа по организации проектной деятельности является достаточно сложной. Если большинство методов обучения требуют наличия традиционных компонентов взаимодействия во время учебного процесса по схеме «учитель — ученик», то в момент работы над проектом предполагается постоянное сотрудничество учеников и педагогов. Наиболее значимым принципом метода проекта является восприятие мира с учетом детской психики. Учитель задает направление развития ученика, показывает и рассказывает о том, что есть интересного и познавательного в окружающем нас мире, помогает фантазии ученика раскрыться в полной мере. В гимназии внедряются такие виды проектов, как создание скрайбингов, буктрейлеров, исследовательские работы и т.д.
В соответствии с ФГОС внедряются такие инновационные проекты как:
«Школа-музей в формировании культурологических компетенций учащихся».
В рамках реализации данного проекта 26 сентября 2013 года силами администрации, учащихся и родителей в гимназии открыты: музей лауреатов премии им.А.Алиша «Алиш варислары-Наследники Алиша»; 12 мая 2016 года - музей «Милли мирас - Национальное наследие», 19 мая 2017 года- музей «Мәңгелек хәтер- Вечная память», 18 мая 2018 года - «Иске татар бистәсе – Старо-татарская слобода».
Экологическое воспитание учащихся реализуется в рамках участия в Международном проекте «Ассоциированные школы ЮНЕСКО».
Обучающиеся гимназии принимают участие в Международных проектах, научно-исследовательских конференциях, конкурсах, организуют экологические десанты. С 2018 года в гимназии открываются экологические классы.
Проект «Национальная гимназия-центр правового образования» реализуется совместно с ФГБОУ ВПО «Российский Университет правосудия».
С 2013 года совместно с РГУП проводитсяВсероссийскаяконференция «Право как основа современного общества». По итогам которого выпускается одноименный сборник (выпущено 7 сборников).
С 2013 года совместно с УФСИН РФ в гимназии открыты кадетские классы, юнармейские отряды.
Система работы с одаренными детьми реализуется на основе программы «Одаренные дети – Сәләтле балалар”. Педагогами гимназии Бариевой А.И., Хафизовой Л.А. разработана авторская программа «Организация работы с одаренными детьми в условиях ФГОС».
Динамика обученности детей (успеваемость – 100%, качество - 60%), результаты ОГЭ, ЕГЭ - ежегодно более 30% обучающихся показывают высокие (80 и более) баллы; целенаправленная подготовка и участие в олимпиадах различного уровня (113 призеров за последние 5 лет), результативное участие в научно-практических конференциях, фестивалях различного уровня (243 результативных места), проектная деятельность и т.д. – это результат плодотворной работы педагогов с одаренными детьми и самоподготовка самих учащихся.
Методология предметно-языкового интегрированного обучения CLIL
Полилингвальное обучение - это требование времени. Но в основе изучения языков, конечно же, лежит родной язык. Как утверждает великий татарский просветитель К.Насыри: “Әгәр берәү чит телләрне өйрәнергә тели икән, ул иң элек үзенең туган телен, аның грамматикасын камил дәрәҗәдә белергә тиеш. («Если кто-то хочет изучить иностранный язык, то он в совершенстве должен знать свой родной язык и его грамматику») .
В гимназии большое внимание уделяется воспитательной работе, здоровью детей, развитию дополнительного образования. Проект «Интеграция продуктивной занятости учащихся в учебное и внеучебное время внедряется на основе программы «Школа после уроков». С большим успехом реализуются такие направления как «Прикоснись к старине», «Милли мирас», «Халкым уеннары», «Бию фестивале», «Җыр фестивале», «Күңеллетәнәфесләр», «Здоровыми в XXIвек», «Тропинка здоровья» и т.д. В течение года проходят «весёлые переменки», динамические паузы. Работают 28 кружков из них 6 спортивного направления.
Гимназия № 20 имени Абдуллы Алиша Советского района г.Казани является стажировочной площадкой Казанского (Приволжский) федерального университета и Института развития образования Республики Татарстан. С 2013 года проводится межрегиональную (с 2019 года статус Всероссийский) научно- исследовательская конференция «По следам Алиша- Алиш эзләреннән». По итогам конференции выпускается сборник ( выпущено 7 сборников).
Для более успешной организации учебно-воспитательной деятельности гимназия сотрудничает с кафедрой методологии обучения и воспитания ИПО КФУ, научно-образовательным центром татарской национальной педагогики КФУ; Российским государственным университетом правосудия; Казанским медицинским университетом; Казанским химико-технологическим институтом; Исполкомом Всемирного конгресса татар; Союзом писателей Республики Татарстан, Национальной библиотекой и Национальным музеем РТ, учреждениями дополнительного образования. Сотрудничество с МАОУ “Чикчинская СОШ” Тюменской области реализуется на основе совместного плана и проектов.
В рамках диссеминации педагогического опыта в гимназии проводятся семинары различного уровня. За последние 5 лет проведено 34 семинара (в том числе для педагогов и руководителей из Якутии, Китая, Туркменистана)
На сегодняшний день гимназия является конкурентноспособными востребованным инновационным учреждением с родным (татарским) языком обучения.