Всероссийский научно-практический семинар
«Современное педагогическое образование в непедагогических вузах»
19 - 20 мая 2018 г.
Цель: анализ и распространение лучших практик развития педагогического образования в современных высших учебных заведениях РФ для последующего повышения качества подготовки выпускников, формирования новой модели учителя – учителя XXI века, способного решать различные образовательные задачи в условиях перемен, происходящих сегодня в России и мировом сообществе.
Задачи:
Актуальность.
В настоящее время педагогическое образование в России находится в стадии трансформации, связанной с необходимостью повышения качества подготовки учителей. Изменилась структура системы педагогического образования в целом. Непосредственно педагогическими являются лишь порядка 50, из более чем 250 вузов, готовящих учителей в стране. Они крайне неоднородны, так как, с одной стороны, существуют университеты (как правило, возникшие в результате присоединения других высших учебных заведений), где доля педагогического блока является существенной, и с другой – где реализуется небольшое число программ этого профиля. Кроме того, существует дифференциация между государственными и негосударственными вузами. Довольно разнообразными представляются различия в кадровой и материально-технической базах. Немаловажным является наличие исторических традиций подготовки учителей в том или ином вузе.
Несмотря на такую неоднородность, можно выделить наиболее типичные проблемы реализации программ педагогического образования в непедагогических вузах:
Казанский федеральный университет представляет собой пример вуза нового типа, включившего в 2011 году два педагогических университета и ставшего в результате, одним из крупнейших центров подготовки учителей в России (5700 - приведенный контингент студентов по УГСН 44.00.00.). Соединение возможностей классического и педагогических университетов позволило создать новую систему подготовки учителей. Инфраструктура педагогического образования включает 2 собственных общеобразовательных лицея для одаренных детей, Приволжский межрегиональный Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, модельные школьные классы, Детский университет, Планетарий, образовательное телевидение и др. Это позволило выстроить планомерную систему довузовской подготовки детей и сопровождения педагогов в течение всей жизни. В КФУ реализуется несколько вариативных треков вхождения в учительскую профессию и три модели педагогического образования: традиционная (Елабужский филиал), распределенная и интегративная (Казань).
Университет являлся одним из активных участников программы Модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014-2017 гг.). Успешный опыт трансформации педагогического образования способствовал его выделению в качестве одного из приоритетных направлений развития Казанского федерального университета в рамках Программы повышения международной конкурентоспособности (https://teacher21.kpfu.ru).
Руководитель семинара: Сибгатуллина Татьяна Владимировна – зав.кафедрой педагогики высшей школы, кандидат педагогических наук, доцент (e-mail -sibgatullinatatiana@yandex.ru; телефон - +79600335960)
Координаторы семинара: Голованова Инна Игоревна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики высшей школы (e-mail - ginnag@mail.ru; телефон - +79872966117) Панфилов Алексей Николаевич – декан факультета психологии и педагогики Елабужского института, кандидат педагогических наук, доцент (e-mail – panfiloval@mail.ru; телефон +79178529841)