24 января 2022 года в конференц-зале УНИКСа КФУ состоялось совещание руководства Департамента по молодежной политике КФУ с кураторами академических групп Казанского федерального университета.
В работе семинара приняли участие директор Департамента по молодежной политике КФУ Виноградова Юлия Владимировна, специалист Отдела по работе с кураторами Яруллина Гульшат Нурулловна. Из Института психологии и образования КФУ присутствовали замдиректора по социальной и воспитательной работе ИПО Рыбакова Ляйсан Анатольевна, куратор академической группы 17.-1009 доцент Камалова Лера Ахтямовна.
На повестке дня стоял самый важный вопрос- о реализации Федерального закона от 31 июля 2021 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Воспитательные программы вузов должны выстраиваться с учетом Стратегии развития молодежи до 2025 года. Согласно этому документу молодые люди являются драйвером развития страны, поэтому главным приоритетом признается формирование у них востребованных компетенций и позитивного мировоззрения. Внесенные поправки в закон предполагают постановку новых задач перед преподавательским составом, а новые задачи в свою очередь требуют решений с применением дополнительных компетенций. Сегодня от университетского преподавателя требуется множество знаний, умений и навыков. Например, знание психологии, умение воздействовать на разных студентов с учетом их индивидуальных особенностей поведения, проводить анализ деятельности группы для снижения сроков адаптации, совершать стратегическое планирование задач воспитательной направленности, составлять программу творческого развития студентов и многое другое.
Как было указано в поправках, каждый вуз разрабатывает воспитательные программы на свое усмотрение. Воспитательная программа вуза — это локальный нормативный документ, который должен опираться на основополагающие нормативно-правовые акты в сфере образования и молодежной политики.
В выступлении директора Департамента по молодежной политике КФУ Виноградовой Ю.В. сделан анализ документа, поставлены акценты на проблеме воспитания, уточнении термина «воспитание», «рабочая программа воспитания», деятельность вузов по воспитательной работе со студентами.
С 2021/22 учебного года в школах, колледжах и вузах начнут действовать новые воспитательные программы. «Воспитательный компонент и раньше входил в образовательные программы, но в большинстве случаев эта работа выполнялась формально. Теперь рабочие программы должны содержать конкретные мероприятия, например, социальные проекты, дискуссионные площадки, спортивные праздники, игры и тренинги, совместные походы в театры и музеи», — добавила Виноградова Ю.В.
В документе уточнено понятие «воспитание»: "Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
Важным дополнением является введение и разъяснение роли ОПОП в воспитании молодежи: «Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы, указанные в части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона, примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.
Кураторы академических групп КФУ внесли свои предложения в Программу воспитательных мероприятий КФУ на 2021-2022 учебный год на период с 2 февраля по 30 июня 2022 года, изменили некоторые пункты Положения о конкурсе «Лучший куратор академической группы КФУ». Были внесены предложения об измнениении методов, форм и технологий проведения воспитательных мероприятий кураторов со студентами. Акцент был сделан на активных формах проведения воспитательных мероприятий, на тренингах, диспутах, коучах, мозговых штурмах, разнообразной работе по воспитанию духовно-нравственных ценностей студенческой молодежи.
Куратора Камалова Л.А. предложила сделать открытыми кураторские часы преподавателей Казанского федерального университета. Внесла предложение об усилении интерактивных форм воспитательной работы со студентами.
Совещание прошло эффективно, результативно. Чтобы воспитательная деятельность имела максимальный положительный результат, необходимо создать для этого комфортную среду с помощью: