Профессор, зав. кафедрой психологии образования и педагогики СПбГУ Нина Валентиновна Бордовская подчеркнула:
«Эта тема поднимается сегодня на форуме не случайно, нам всем известно, что педагогическая профессия связана межличностной коммуникацией и высокой эмоциональной вовлеченностью, что достаточно часто приводит к стрессовым ситуациям, которые по степени напряженности представляют угрозу не только здоровью педагога, но и здоровью обучающихся. А в период социальных вызовов, пандемии, цифровой трансформации нашего образования проблема здоровья и психологического благополучия педагогов обострилась настолько сильно, что требует более глубокого анализа специфики на всех уровнях образования»
Нина Валентиновна представила результаты коллективного исследования психологов и педагогов Санкт-Петербургского государственного и Северного (Арктического) федерального университетов, направленного на изучение профессиональных личностных особенностей у педагогов Северо-Западного региона России, определяющих уровень психологического благополучия.
«Но для нас важно отметить следующее, во-первых, неоспорима значимость психологического благополучия для продуктивной работы педагогов, это тривиально, но, тем не менее, является фактом, во-вторых, для достижения психологического благополучия важны не только внешние факторы, но и личностные особенности педагогов, в-третьих, на сегодня самым актуальным является изучение профессиональных особенностей педагогов»
Андреа Истенич, профессор Приморского университета (Словения), выступила с докладом «The teachers agency in post-digital learning spaces».
«В течение последнего десятилетия ренессанс учебной среды предоставил новые возможности для обучения с использованием цифровых технологий, обеспечивающих доступность учебных контекстов»
Борисенков Владимир Пантелеймонович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и философии образования МГУ, своё выступление начал с вопроса: «Что такое евроцентризм?».
Профессор обосновал необходимость преодоления европоцентризма в истории образования и педагогической науки.
Исключительно важная роль в развитии общества принадлежит образованию и науке, ибо с их помощью обеспечивается преемственность поколений, рост могущества и разума всего человечества.
В пленарном заседании приняла участие Демакова Ирина Дмитриевна, выдающийся педагог современной России, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологической антропологии Института детства МГПУ, вице-президент российского общества Януша Корчака.
Ирина Дмитриевна в своём докладе «Воспитательная деятельность педагога госпитальной школы: в поисках смыслов, ценностей, культурных образцов» подчеркнула важность того, что дети, которые проходят длительный курс лечения, несмотря на то, как будет развиваться их болезнь, должны жить полноценной жизнью. Как утверждал Сергей Витальевич Шариков, «Детям, находящимся на длительном лечении, жалость не нужна. Задача педагога наполнить жизнь этих ребят яркими, запоминающимися событиям».
«В России в течение года в медицинских учреждения находятся на лечении 6 миллионов детей. Это огромное число, все они нуждаются во внимании к себе. Из этого числа 6 миллионов 250 тысяч находятся именно на длительном лечении. Это тоже немало. Таким образом, возникает проблема в подготовке специалистов, которые будут с ними работать, учить, воспитывать и развивать»
Каким же должен быть специалист, который будет работать с таким ребёнком?
«Главное, чтобы педагог загорелся, заболел этой проблемой. Ведь понять чувства ребенка, который находится на длительном лечении, очень сложно.
Каждый ребенок, находящийся на длительном лечении, - это тайна. Всякий ребенок тайна, любой, но уж дети, страдающие, думающие, много что пережившие, это какая-то особая тайна. Кто эту тайну может понять? Человек, у которого есть к этой тайне шифры. Но так сложно их найти».