Кандидат филологических наук, доцент кафедры методологии обучения и воспитания Института психологии и образования КФУ Салимзянова Эльмира Шавкатовна приняла участие в VIII Международной конференции «Медицинское образование: выбор поколения ХХI века». Место прохождения конференции – ФГБОУ ВО Казанский государственный медицинский университет. Открылась конференция с приветственных слов ректора А. С. Созинова и проректора по образовательной деятельности Л. М. Мухарямовой, начальника учебно-методического управления А.В. Бодрова, заместителя начальника учебно-методического управления Э.Н. Утеевой, начальника организационного отдела учебно-методического управления Е.А. Ворониной.
Салимзянова Эльмира Шавкатовна выступила с докладом «Цифровая трансформация непрерывного медицинского образования в условиях глобальных вызовов». В исследовании представлен анализ проблемы цифровой трансформации непрерывного медицинского образования в условиях глобальных вызовов. Особое внимание обращается на изменение требований к содержанию образовательной среды, рассмотрены отличия непрерывного медицинского образования от традиционного. Представлен краткий обзор отличительных черт цифровизации высшей медицинской школы.
Цифровая трансформация медицинских университетов подразумевает изменение требований к содержанию образовательной среды. Отметим наиболее важные из них: необходимо разрабатывать новые образовательные стандарты и программы обучения, принимая во внимание цифровые компетенции и интеграцию в цифровую экономику, что важно для любого специалиста; необходима междисциплинарная кооперация столичных и региональных вузов, чтобы разработать базовые модели компетенций специалистов с учетом цифровой трансформации всей системы образования; необходимо формировать у преподавателей всех дисциплин компетенции, позволяющие создавать цифровой образовательный контент, в том числе и для мобильных устройств; желательно прохождение цифровой переподготовки педагогическими работниками в целях адаптации к внедрению цифровых образовательных технологий в учебный процесс; особое внимание следует уделять приведению материально-технической базы университетов в соответствие с требованиями цифровизации образования.
Для медиков непрерывное образование – одно из необходимых условий успешной профессиональной деятельности. Именно поэтому в высшей медицинской школе особое внимание уделяется непрерывному повышению квалификации сотрудников. Это позволяет не только развивать профессиональную компетентность и повышать культурный уровень, но и формирует навыки самоанализа и привлекает к научной работе, что немаловажно для врачей.
Одним из главных отличий непрерывного медицинского образования от традиционного является проведение обучающих мероприятий без ориентации на какую-либо образовательную программу. При этом виды и формы обучения могут быть различными: активные методы обучения, множественное воздействие, различные образовательные стратегии, более детальный разбор проблемы, указание целевых точек практической работы.
Согласно проведённому исследованию, существуют различные причины, по которым респонденты считают непрерывное медицинское образование обязательным. Среди них необходимость постоянного профессионального роста, повышение статуса врача среди пациентов и коллег, возможность улучшить материальное положение за счёт повышения заработной платы. Некоторые из опрошенных называют также требование администрации.
Таким образом, цифровизация непрерывного медицинского образования помогает решить проблему несоответствия практических потребностей здравоохранения теоретической и методической подготовке медицинских работников. Использование цифровых ресурсов в реализации непрерывного образования в условиях современной образовательной парадигмы позволит реализовать цели мотивированных в личностном развитии и профессиональном росте врачей.