На днях в Издательстве “Хәтер” издан учебник по этнопедагогике - для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений, магистрантов, аспирантов, педагогов-организаторов, учителей-предметников, авторами которого являются зав.кафедрой методологии обучения и воспитания ИПО КФУ доктор педагогических наук, профессор, эксперт Российской академии наук (РАН) Анвар Нуриахметович Хузиахметов и профессор Сургутского государственного университета Рафис Хасанович Шаймарданов. Этнопедагогика — это наука, основным предметом изучения которой является педагогика народная. То есть, традиционная практическая педагогика воспитания и обучения населения, которая сложилась с ходом исторических изменений у разных народов.
В учебники отражены все основные задачи, поставленные перед этнопедагогикой: поиск этнической (народной) специфики педагогики в культурах различных наций, изучение развития и становления народной педагогики и педагогической культуры под воздействием разных факторов (политических, экономических, социальных, религиозных), выявление способов отражения этнопедагогики предыдущих поколений, которые можно увидеть в современной практике воспитания и развития личности, исследование путей использования прогрессивного этнопедагогического наследия в современной системе образования.
Народная педагогика, как отмечают профессора А.Н. Хузиахметов и Р.Х. Шаймарданов, это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, детских играх, игрушках и т.п. Народные воспитательные традиции, утверждают ученые, "сильны не научными аргументами и доказательствами, а логикой действия, дела, деятельности, результатами воздействия на психику воспитуемых и готовыми мыслями, отбираемыми и отшлифовываемыми в течение тысячелетий. Сила народной педагогики – не в авторитетных именах и плодотворных теориях, а в авторитетных мыслях и плодотворных результатах". Следует иметь в виду, что термины "народная педагогика" и "этнопедагогика" не синонимичны. "Этнопедагогика – наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности, нации. Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий, сохраняющиеся благодаря национальной системе воспитания и претерпевающие эволюцию вместе с условиями жизни, вместе с педагогической культурой народа".
Определяя структурно-содержательное и организационно-деятельностное наполнение этнопедагогики как системы, авторы включают в него:
1. Основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, учение, приучение).
2. Ребенок как объект и субъект воспитания.
3. Функции воспитания (подготовка к труду, формирование нравственных черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному).
4. Факторы воспитания (природа, история, религия, психический склад нации).
5. Методы этновоспитания (убеждение, пример, требование, приказ, разъяснение, поверье, приучение и упражнение, пожелание и благословение, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, запрет).
6. Средства воспитания (труд, игра, общение, устное народное творчество (потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки и легенды, предания и т.д.)).
7. Идея совершенства человеческой личности и ее реализация в системе народного воспитания.
8. Организация воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).
9. Педагогическая роль коллективных форм жизнедеятельности людей (семья и род, община, племя, народ, человечество).
Контрольные экземпляры учебника «Этнопедагогика» отправлены во все ведущие вузы и ССУЗЫ нашей страны.