Детский театр «Радуга» был создан в октябре 2017 года. Приказом ректора КФУ был открыт детский театр «Радуга». Руководителем детского театра назначена кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета Камалова Лера Ахтямовна.
В детский театр «Радуга» принимаются дети в возрасте от 6 до 11 лет. Театральная труппа состоит из 15 детей. К каждому ребенку прикреплен студент-наставник, обучающийся по профилю «Начальное образование и иностранный (английский) язык». В детском театре есть студенты-наставники, помощники руководителя театра: сценаристы, декораторы, техники, гримеры, танцмейстеры, художники, оформители, музыканты. Общее число студентов – от 10 до 20 человек. Состав студентов-наставников и студентов-помощников обновляется в каждом театральном сезоне. Через школу наставничества в детском театре «Радуга» прошли студенты многих академических групп Института психологии и образования КФУ.
Уникальность инновационной практики детского театра «Радуга» заключается в том, что:
- в детском театре «Радуга» обучаются маленькие дети - учащиеся начальных классов: младшие школьники из разных школ города Казани и Республики Татарстан, объединенные общей целью и задачами театрализованной деятельности, развития актерского мастерства, нравственного воспитания;
- в детском театре «Радуга» дети учатся быть актерами; при этом учатся не только актерскому мастерству, но и учатся быть поэтами, сценаристами, художниками, танцорами, певцами, декораторами, оформителями, гримерами. Детский театр создает условия для всестороннего развития всех детей и каждого ребенка;
- обучающие занятия в театре, подготовка детей к спектаклям направлены на воспитание духовно-нравственных ценностей, воспитание патриотизма и российской гражданской идентичности. Содержание материала, включенного в сценарии детских спектаклей, его идейная направленность нацелена на воспитание личностной, социальной, семейной культуры младших школьников;
- дети получают знания и компетенции, необходимые им в реальной повседневной жизни, учатся быть патриотами и гражданами своей страны. Формируется личность высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации;
- дети младшего школьного возраста в детском театре получают мощное интеллектуальное, психическое, эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие. Наблюдается развитие эмоционального интеллекта, рост личностного потенциала младшего школьника;
- дети выступают на открытых площадках конференций и форумов различного уровня: от Республиканского до Всероссийского и Международного. Дети получают опыт коммуникации, социального взаимодействия, что позитивно сказывается на процессе социализации младших школьников;
- в детском театре создана модель взаимодействия (педагог – студент -учащийся - родитель), когда в процессе репетиций и постановки спектаклей участвуют студенты –наставники, студенты-помощники, а также родители и близкие родственники детей.
Конкурентные преимущества инновационной практики заключаются в следующем. Во время работы над спектаклями дети учатся анализировать действия персонажей, высказывать свои мысли, фантазировать, свободно мыслить и говорить, сочинять, что развивает логику, красноречие, формирует речевые и актерские навыки, воспитывает личность. Детский театр «Радуга» показал зрителям множество интереснейших спектаклей, ярких представлений, театрализаций, в которых каждый юный артист нашел свою роль, обрел свое «Я», прошел путь от неопытного и неуверенного в себе ребенка до настоящего актера.
Совсем не знакомые ранее с театральным искусством дети постепенно стали разбираться в основах декламации, ораторского мастерства, сценической речи, сценического движения. Изучая литературные произведения разных жанров и художественных направлений, вживаясь в роль, понимая образ театрального героя, дети научились видеть и понимать прекрасное, тонко чувствовать и переживать, понимать друг друга, взаимодействовать друг с другом в детском коллективе, стали писать свои собственные произведения и сценарии. Изменилось их отношение к Родине, Отечеству, нравственным ценностям.
Практическая значимость инновационной практики детского театра КФУ «Радуга» заключается в следующем:
- дети изучают материал по истории театра, истории России, истории Республики Татарстан, из области литературы, эстетики, культуры речи, культуры поведения, что влияет на общее развитие ребенка и результаты обучения в школе;
- дети получают навыки взаимодействия в большой группе, в малой группе, в парах, что влияет на уровень социализации младших школьников;
- дети получают навыки общения с людьми разного возраста и социального положения: с детьми из других школ, со студентами КФУ, с преподавателем-руководителем детского театра, с руководителями Института психологии и образования и Казанского федерального университета, с родителями других школьников-актеров детского театра;
- дети знакомятся с Казанским федеральным университетом, его историей и традициями, преподавателями КФУ, что влияет на выбор будущей профессии ребенка (многие школьники-актеры детского театра хотят поступать в Казанский федеральный университет);
- опыт работы детского театра КФУ «Радуга» интересен образовательным организациям высшего образования Российской Федерации, Республики Татарстан, общеобразовательным школам, руководителям Департамента по молодежной политике КФУ, руководителям вузов России, родителям младших школьников. Созданный на базе Института психологии и образования детский театр для детей преподавателей и сотрудников КФУ «Радуга» развивает творческие и актерские способности детей, воспитывает патриотов и граждан своей страны. Система развивающих занятий по театральной деятельности с детьми младшего школьного возраста требует от учителя, руководителя театра, студентов-наставников научно-теоретических знаний, методических умений, профессиональных компетенций. С детьми младшего школьного возраста проводятся анкетирования, диагностические срезы по уровню развития актерских способностей. Регулярно используется диагностика развития театральных способностей обучающихся, которая состоит из 6 блоков: «Основы театральной культуры», «Речевая деятельность», «Эмоционально-образное развитие», «Музыкальное развитие», «Основы изобразительно-оформительской деятельности», «Основы коллективно-творческой деятельности». Опыт развития творческих и актерских способностей детей и воспитание патриотизма и гражданственности в детском театре КФУ «Радуга» неоднократно обобщался на Всероссийских методологических семинарах, Всероссийских научно-практических конференциях, Международных научных конференциях, на Международном Форуме по педагогическому образованию КФУ (ИФТЕ-2018,2019,2020,2021,2022).