Ученые установили взаимосвязь прогнозирования и успешной социализации детей с нарушениями в развитии.
В одном из последних выпусков научного журнала второго квартиля (Q2) UTOPIA Y PRAXIS LATINOAMERICANA (страна издательства – Венесуэла) вышла статья Correlation between forecasting and successful socialization of children with development disorders/ «Взаимосвязь прогнозирования и успешной социализации детей с нарушениями в развитии». Авторами статьи выступили завкафедрой психологии и педагогики специального образования Института психологии и образования Казанского университета Анна Ахметзянова и доцент этой же кафедры Татьяна Артемьева.
В основу опубликованной статьи вошли результаты проведенного ими эмпирического исследования о выявлении зависимости прогностической способности с показателями социализации дошкольников с нарушениями речи, слуха, зрения, двигательными и эмоциональными нарушениями.
- Проблема социализации активно изучается в гуманитарных науках, однако анализ исследований показывает отсутствие единого представления о механизмах, условиях и факторах развития позитивной социализации в условиях дизонтогенеза, - пояснила Анна Ивановна. - Мы предположили, что у детей с ограниченными возможностями здоровья способность к прогнозированию и показатели социализации будут значительно снижены по сравнению с их нормотипичными сверстниками.
В исследовании принимали участие 438 детей в возрасте 5-7 лет: 210 детей без нарушений в развитии; 139 детей с тяжелыми нарушениями речи; 20 детей с двигательными нарушениями; 30 детей с нарушением зрения (косоглазие, амблиопия, астигматизм); 20 детей с нарушением слуха. В обследовании детей принимали участие воспитатели, психологи образовательных учреждений, тифло- и сурдо - педагоги.
Учеными ИПО КФУ выявлены трудности социальной адаптации, получения социального опыта и усвоения правил в нормативной ситуации у детей всех нозологических групп.
- В нашем исследовании выявлено, что дети с нарушениями в развитии испытывают трудности в социальном взаимодействии, их поведение не всегда соответствует ожиданиям взрослых, часто нарушают нормы и правил взаимодействия в ситуации взаимодействия со сверстниками, что отражается на социализации детей. Кроме того, самоконтроль у детей с нарушениями зрения наблюдается не во всех ситуация, они не всегда могут выполнять правила социального взаимодействия и контролировать свои действия.
Особенно высокие показатели по дезадаптивному поведению выявлены у детей с двигательными и эмоциональными нарушениями.
- Фактически не способны осуществить прогноз дальнейших событий дети с эмоциональными нарушениями, чаще всего выбирая нерациональные или случайные стратегии в прогнозировании, почти не применяя опыт в новых ситуациях, не способны удерживать в памяти прогнозы и сопоставлять их.
Проведенное эмпирическое исследование подтвердило, что существует тесная взаимосвязь между прогнозированием и личностными и поведенческими особенностями детей.
- Можно смело утверждать, что необходимо проводить специальные коррекционно-развивающие занятия, направленные на выработку успешного социального поведения у детей с нарушениями в развитии, а также стремиться улучшать способность детей к предвосхищению ситуаций будущего.
По мнению авторов статьи, полученные в исследовании данные могут быть использованы при адаптации и сопровождении детей с нарушениями в развитии в образовательных учреждениях