Лекция «Психология критического мышления: ресурс конструирования современного образования» профессора, заведующего кафедрой педагогической психологии Института психологии и образования Казанского Федерального Университета - Ларисы Фаритовны Баяновой стала практически первым научным событием магистрантов 1 и 2 курсов Института психологии и образования профиля «Психология инновационного образования и развития детской одаренности», погрузившей нас в симфоническое многоголосие неформальной, точнее диалектической логики.
«Критическое», «проблемное», «парадоксальное» - эти понятия о мышлении, основанные на диалектическом типе логики - по словам Л.Ф. Баяновой, есть сопряженные понятия. В истории отечественной дидактики было и есть немало примеров опыта их практического применения. В настоящее время - время масштабных трансформаций всех сфер жизни общества к каждому субъекту образовательного пространства предъявляются новые вызовы.
Формирование критического мышления – это сверх - актуальная проблема для одаренных детей. Критическое мышление - soft-компетенция, она должна быть сформирована у одаренных детей в процессе школьного обучения, как ключевой навык XXI века. Это возможно лишь тогда, когда образование одаренных детей будет построено на принципах диалектической логики. Учитель для одаренных детей должен транслировать не просто знания, а способ мышления. Поэтому он должен уметь конструировать урок такого содержания, где будут изначально заложены отношения противоположностей. А это, по мнению Ларисы Фаритовны, одна из самых сложных задач.
В этом процессе единицей анализа урока становится проблемно-противоречивая ситуация – это инициирует критическое мышление одаренного ребенка. «Между учителем и учащимся должно возникать диалектическое напряжение». Из области «незнания» ребенок, с помощью диалектических умственных действий, перемещается в область «знания». Это возможно только в таких условиях, когда учитель для одаренного ребенка сам превосходно владеет и применяет неформальную, диалектическую логику.
Важной мыслью, выдвигаемой Л.Ф. Баяновой, с нашей точки зрения, стало предложение делать экспертизу образовательной среды, в том числе и по шкале оценки критического мышления у субъектов образовательного пространства. А фраза Ларисы Фаритовны: «Сложно быть учителем сократического типа» прозвучала как вызов тем учителям, которые понимают всю сложность и важность задачи воспитания и образования одаренных детей.
За рамками данной лекции, совместно с руководителем нашего профиля, доцентом Гульшат Фиразовной Шакировой, наше общение продолжилось, и мы задали вопрос: «А как же психолог для одаренного ребенка?». На что был получен следующий ответ: «Сама позиция психолога изначально предполагает диалектичность. Океан человеческой психики бесконечен, поэтому хороший психолог обязательно применяет такие диалектические умственные действия как: объединение, обращение, смена альтернатив, превращение. Однако одной из важнейших функций психологов для одаренных детей является помощь в развитии у них навыков критического мышления, и связанная с эти функция психологической и консультативной помощи учителям в понимании и развитии этого типа мышления. В работе психолога нельзя все сводить к диагностике, как это зачастую многие воспринимают. В образовательных учреждениях республики Татарстан для одаренных детей создаются «Психологические службы», где вы будете работать командой, развивая образовательную среду комплексно… Но важно, что бы выпускники приходили туда после магистратуры с какими-то своими систематизированными идеями, инновационными проектами, которые на практике создадут психологически безопасную для одаренных детей развивающую образовательную среду».