В Институте психологии и образования Казанского федерального университета завершились исследования динамики суеверий людей, попавших в нестандартную ситуацию. Исследование «Суеверность как механизм психологической адаптации личности к изменяющимся условиям жизнедеятельности» проводилось благодаря гранту Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).
Проектом, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, руководил доцент кафедры клинической психологии и психологии личности ИПО Ильдар Абитов.
Исследователи КФУ рассматривали суеверие как психологическую категорию и изучали ее функции в процессе адаптации человека к изменяющимся условиям жизни.
«Суеверность — особый тип отношения человека к себе и к действительности, предполагающий осознанное принятие норм и правил поведения и мышления, закрепленных в культуре или активное создание собственных норм и правил, которые опосредуют взаимодействие человека с действительностью и не приводят к прямому изменению ситуации. В основе нашего проекта лежит идея о том, что суеверность является феноменом «нормальной» психической деятельности», — пояснил Ильдар Равильевич.
Оригинальность подхода ученых ИПО КФУ заключается в том, что они рассматривали суеверность как частный случай отношения к себе и к действительности, что предполагает высокую степень осознанности при усвоении отдельных верований и практик и встраивание их в мировоззрение и деятельность человека.
При интервьюировании студентов выявлено, что в ответах испытуемых отчетливо прослеживаются эффекты суеверности: чувство безопасности и уверенности, позитивный настрой, побуждение к действию, состояние спокойствия, ощущение поддержки и опоры, ощущение контроля над ситуацией.
«Вера в предопределенность может рассматриваться как фактор, позволяющий изменить свое состояние на более спокойное, поскольку ее результатом, по мнению интервьюируемых, является надежда, что все идет так «как надо» и в итоге все будет хорошо».
Основными факторами, влияющими на появление и функционирование суеверности определены родительское влияние, особенности личности (такие как: уровень тревожности; подверженность страхам и впечатлительность), образы, транслируемые в современной культуре через кино и СМИ, образование и сформированность критического мышления, а также столкновение с разного рода необъяснимыми событиями).
В результате исследования учеными показаны функциональные особенности проявления суеверности у различных категорий лиц.
Так, у людей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями вера в паранормальные явления выше у тех, чьё заболевание имеет более низкую объективную тяжесть, чем у респондентов с более высокой объективной тяжестью заболевания.
«Люди с более высокой степенью объективной тяжести заболевания менее склонны разделять закрепленные в культуре верования, но при этом более склонны верить в ритуалы, связанные с пониманием причин начала своего заболевания, факторов, влияющих на его развитие и на успешность лечения. Вероятно, данные ритуалы и верования выполняют для этой группы больных компенсаторную функцию, позволяя создать иллюзию контроля над течением и условиями лечения объективно слабо контролируемого заболевания».
Было также обнаружено, что у лиц, страдающих невротическими расстройствами, суеверность связана с эмоциональной неустойчивостью, высоким самоконтролем, склонностью к сильной привязанности и экспрессивностью. Также было установлено, что суеверные студенты менее уверены в своей удачливости и способности контролировать собственную жизнь, более склонны верить в различные паранормальные явления и более склонны искать положительный смысл в негативных событиях.
«Полученные нами результаты указывают на то, что чем более человек суеверен, тем менее он склонен принимать на себя ответственность за то, что происходит с ним в жизни, за свои успехи и неудачи, за изменения в своей профессиональной деятельности».
Ученые пришли к выводу, что суеверность связана с возрастными особенностями, полом и с ситуативными факторами (наличие стрессогенной ситуации, наличие и развитость навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, социальной поддержки, дефицит информации и т.д.). В число стрессогенных ситуаций вошла и патология беременности.
«Было установлено, что женщины с патологией беременности более суеверны и склонны использовать суеверные представления и ритуалы для снижения интенсивности негативных переживаний и компенсации недостатка информации о ситуации и возможностей ее контролировать. Также, на наш взгляд, суеверные представления и ритуальные практики выполняют регуляторную функцию, позволяя снизить интенсивность таких переживаний как тревога и страх».
Таким образом, исследование, проводимое в Институте психологии и образования, дало определение суеверности как психического феномена, подверженного влиянию половозрастных, ситуативных, личностных, этнокультурных факторов, и определило место суеверности в структуре психической деятельности индивида.
Напомним, ранее мы писали:
Об исследовании, посвященном выявлению особенностей проявления иррационального мышления среди молодежи «Суеверность и вера в паранормальное у русских и татарских студентов".
Об исследовании проявлений суеверности у людей, находящихся в нестандартной ситуации