Студенты четвертого курса педагогического отделения Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского КФУ проходят педагогическую практику в школах г. Казани. Студентки Борисова И.Н., Кочнева Д.А., Сафина И.З. и Цыганова Д.М. примерили на себе роль учителей математики и информатики в Лицее №116 имени Героя Советского Союза А.С. Умеркина. Их наставником на пути серьезного знакомства с будущей профессией и получения первых серьезных профессиональных навыков стала учитель математики лицея Васильева Елена Анатольевна.
Уроки математики у Елены Анатольевны интересные, живые, вдохновляющие. Ученики в пределах ее кабинета всегда настроены на серьезную работу, на преодоление своего незнания. Будучи человеком, верным своей профессии и любви к детям, она показала студентам, как следует организовать урок, чтобы ученик хотел приходить на твое занятие снова и снова. Показала, что учитель может заинтересовать одной из самых сложных наук даже самого ленивого ученика. Все это наблюдали обучающиеся КФУ на протяжении первой пассивной недели практики, которая позволила пополнить им свою только появившуюся педагогическую копилку новыми методами работы с детьми, способами ведения внеклассной работы, организации уроков различного типа, в том числе четкой организации проверочных, самостоятельных и контрольных работ.
Кроме того, одной из основных задач студентов было проведение воспитательного мероприятия, оценить которое предстояло не только учителю математики, но и педагогам-методистам Фазлеевой Эльмире Илдаровне и Насибуллову Рамису Рафагатовичу. После консультации с Еленой Анатольевной и классным руководителем 5 «А» класса, Габдиновой Зилей Афтаховной, рассмотрения дальнейшего тематического планирования по математике, было тщательно продумано и воплощено в жизнь внеклассное мероприятие «Возникновение калькулятора», которое проводилось в игровой форме. Учащиеся распределились на 4 команды, каждая из которых называлась в честь арифметических операций, а студенты-практиканты перевоплотились в известных исторических личностей, внесших вклад в развитие калькулятора и всей вычислительной техники, и перед учениками на время предстали Вильгельм Шиккард, Блез Паскаль, Готфрид Лейбниц и Тадао Касио.
У каждого студента была организована своя зона – станция с заданиями. Проведению мероприятия предшествовало изучение пятиклассниками такой темы, как «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей», поэтому все задания были составлены исходя из актуальных знаний школьников. В качестве дополнительного материала предлагались тематические ребусы и увлекательная обучающая игра с карточками по запоминанию на время «Сундучок знаний», что позволило сделать игру еще более насыщенной.
После того, как команды выполняли задачи на станциях, студенты рассказывали полезные исторические сведения о представляемых личностях и особенностях созданных ими механизмов. В конце были подведены итоги мероприятия, а каждую команду наградили памятными медалями за места, полученные в результате подсчета набранных баллов. Активное участие команд в решении задач, проявление искреннего интереса к истории возникновения вычислительных машин, слова благодарности, а также сопутствующий азарт и соревновательный дух позволили сделать вывод, что у учеников остались лишь положительные впечатления от проведенного мероприятия.
Таким образом, студентки смогли не только развить свои педагогические способности, но и оценить эффективность проводимых в университете занятий по педагогике, психологии и методике обучения. Работа с пятыми и девятыми классами позволила оценить то, насколько правильным оказался их выбор профессии. Они получили возможность провести уроки в данных классах, приняли участие в разработках задачного материала для подготовки к основному итоговому экзамену и создании учебных брошюр по пройденным темам, провели математический фотоконкурс, организовали вместе с учащимися тематический классный уголок ко дню математики, птиц и смеха (1 апреля), подготовили уроки памяти к 100-летнему юбилею ТАССР и 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне.