Российская Академия образования, Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоградский научно-образовательный центр РАО провели 27 января XII Всероссийский методологический онлайн-семинар памяти проф. В.С.Ильина «Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается».
В семинаре приняли участие кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования ИПО КФУ Камалова Л.А., старший преподаватель кафедры дошкольного образования ИПО КФУ Веретенникова В.Б.
Всероссийский семинар, посвященный 100-летию со дня рождения Владимира Сергеевича Ильина, открыли известные отечественные ученые Сергеев Н.К,Сериков В.В.,Зайцев В.В., Бордовская Н.В., Белозерцев Е.П. После торжественного открытия семинара состоялось выступление ученых на пленарном заседании «Методологические проблемы целостного подхода в исследовании личности и процесса ее воспитания».
На секционных заседаниях выступили преподаватели Института психологии и образования Казанского федерального университета Камалова Л.А., Веретенникова В.Б.
В работе Секции 1 «Методология и технология реализации целостного подхода к личности и процессу ее формирования в сфере общего образования» приняла участие доцент Камалова Л.А.
В докладе доцента Камаловой Л.А. «Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников в детском театре КФУ «Радуга» представлено исследование, проведенное на базе детского театра КФУ «Радуга» по формированию духовно-нравственных ценностей детей младшего школьного возраста в процессе театральной деятельности.
В Концепции духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования ставится задача нравственного воспитания и развития личности гражданина России: «Обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Образование призвано обеспечить принятие гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей, следования им в жизни».
Ключевая задача современного образования - формирование духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения - реализуется в детском театре Казанского федерального университета «Радуга». Детский театр создан для детей преподавателей и сотрудников КФУ.
Цели программы детского театра «Радуга»– самореализация творческих возможностей и потребностей детей младшего школьного возраста, создание особой образовательной и воспитательной среды, способствующей развитию творческих способностей, актерских задатков и самоутверждению личности в театральной деятельности, воспитание духовно-нравственных качеств личности, воспитание патриота.
В ходе исследования проведена диагностика уровня нравственного воспитания детей, сформированности личной, семейной и социальной культуры учащихся. На этапе формирующего эксперимента учащиеся - актеры детского театра «Радуга» (экспериментальная группа) - занимались по дополнительной программе развивающего обучения «Творческое и актерское развитие школьников».
С детьми проделана следующая специальная работа: Дети занимались два раза в неделю по специальной программе развития актерского мастерства: 1. Выразительное чтение произведений различных жанров. 2. Сценическая речь. 3.Сценическое движение. 4. Приемы анализа художественного произведения. 3.Работа над пьесой С.Я.Маршака «Кошкин дом».4.Работа над новогодней сказкой «Путешествие в XXX век».5.Работа над постановкой спектакля по повести Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество», сказке «Три медведя», рассказу «Филиппок». 6.Спектакль ко Дню Победы 9 Мая «Мы – патриоты своего Отечества».7. Спектакль «Россия мне раскрылась в тебе, Казанский университет!» (к 215-летию Казанского университета).С детьми проведены лекционные интерактивные занятия с электронными презентациями по темам: «История возникновения театра», «Театры города Казани и Республики Татарстан», «Творчество С.Я.Маршака», «Сказки народов мира», «Личность и творчество Л.Н.Толстого». «История создания автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность», «История создания и развития Казанского университета», «Этапы Великой Отечественной войны», «Герои Великой Отечественной войны», «Преподаватели КГУ – участники Великой Отечественной войны».С юными актерами детского театра «Радуга» проведены экскурсии в «Музей истории Казанского университета», «Музей-квартиру Н.И.Лобачевского», «Музей истории Великой Отечественной войны Республики Татарстан», «Национальный музей Республики Татарстан».
Диагностика сформированности ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание), воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека у учащихся экспериментальной группы показала динамику изменений: от низкого уровня – к среднему, от среднего уровня – к высокому. В контрольной группе показатели ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях остались на прежнем уровне или наблюдался незначительный рост отдельных показателей.
Развитие ребенка младшего школьного возраста, системы нравственных ценностей происходит только в активной деятельности. Театральная деятельность в театре «Радуга» направлена на формирование у школьников системы моральных отношений: к людям, обществу, Родине, самому себе и труду. Участие детей в спектаклях в детском театре КФУ «Радуга» нацелена на пробуждение и развитие духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдавать знания и энергию на благо своей Родины.
В работе Секции 2 «Методология и технологии реализации целостного подхода в системе профессиональной подготовки специалиста» приняла участие ст.преподаватель Веретенникова В.Б. Она выступила с докладом «Индивидуальные образовательные траектории практической подготовки студентов – будущих педагогов в педагогическом вузе».
В докладе представлен опыт Института психологии и образования «Казанского федерального университета, где студентам предоставляется возможность выбора индивидуальной образовательной траектории в практической подготовке, в ходе которой осуществляется развитие универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. На основе профессионального стандарта выявлены возможные варианты индивидуального обучения педагогов в педагогическом вузе: преддошкольная, творческая и инклюзивная траектории. Охарактеризована единая структура всех видов траекторий, включая обязательную, вариативную, коррекционно-консультативную и организаторскую части. Представлены обязательные и вариативные модульные элементы учебного плана бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование». Обозначены уровни сформированности профессионально-педагогической компетентности (базовый, системный, технологический и профессионально-креативный) и показаны методы оценивания ее составляющих. При этом наполнение содержания индивидуальных образовательных траекторий будущих педагогов, отбирать компетентностно-ориентированные оценочные средства и проводить качественную диагностику результатов обучения позволяет метод групповых экспертных оценок.