Преподаватели и студенты кафедры начального образования Института психологии и образования КФУ являются авторами статей в ежегодном республиканском научно-методическом сборнике для учителей начальной школы «Путь к мастерству».
Сборник статей «Путь к мастерству» выпускается с 2011 года Управлением образования Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ и Территориальной профсоюзной организацией работников образования и науки.
В 2022 году девизом научного направления сборника стали ключевые слова XXI века - «Цифровые технологии».
Научным консультантом методического сборника «Путь к мастерству» является доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой начального образования ИПО КФУ Закирова Венера Гильмхановна. Научным рецензентом сборника – кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Камалова Лера Ахтямовна.
Сборник 2022 года выходит в первых числах мая. Открывается книга вступительной статьей В.Г.Закировой и Л.А.Камаловой «Интерактивные методы и формы обучения: психолого-педагогический аспект».
Учитель начальных классов должен уметь организовать обучение и воспитание с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.
В сборник вошли статьи студентов 2 курса группы 17.1-009 по проблеме обучения цифровым технологиям в начальной школе: Хазиева Динара Руслановна – «Современные педагогические технологии в начальной школе», Валиуллина Чулпан Делюсовна- «Современные технологии обучения в начальной школе», Шарипова Гулия Ильнуровна - «Современные подходы к применению цифровых технологий обучения в начальной школе», Шафигуллина Диана Маратовна - «Возможности мультимедийных технологий в современной начальной школе», Шигабеева Эльвина Ильшатовна - «Особенности использования цифровых технологий обучения на уроках в начальной школе», Лалуашвили Этери Суликовна - «Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе», Ильина Ксения Алексеевна - «Цифровые технологии обучения»,Газимзянова Гульчачак Фазыловна - «Интерактивные методы обучения в начальной школе». Вошла в сборник статья студентки 3 курса группы 17.1-909 Хафизовой Алины Ильдаровны «Интерактивные технологии обучения младших школьников».
Интерактивные технологии на уроках в начальной школе ориентированы на формирование следующих компетенций:
1) Развитие мышления школьников, определенной самостоятельности мысли: побуждают учеников к высказыванию своих соображений, стимулируют выработку творческого отношения к любым выводам, правил и т.п. («работа в парах», «работа в группах», «карусель» и др.); самостоятельное осмысление материала, помогают задуматься, исследовать факты, проанализировать алгоритм решений, понимать их суть, проверить и себя и своего товарища, найти ошибку.
2) Развитие сопротивления внушению мыслей, образцов поведения, требований других: побуждают учеников к отстаиванию своего мнения, создают ситуацию дискуссии, столкновение мнений. Применение методов «анализ ситуации», «решение проблем», учит детей противостоять давлению большинства, отстаивать свое мнение. Из-за столкновения взглядов учащиеся постигают суть, причины действий, поступков.
3) Выработку критического отношения к себе, умение видеть свои ошибки и адекватно относиться к ним; способствуют развитию таких умений, как видеть положительное и отрицательное не только в действиях товарищей, но и в собственных; сравнивать себя с другими и тщательно себя оценивать.
4) Развитие стремления к нахождению лучших вариантов решения учебных задач предусматривают методы, которые ставят детей в реальную ситуацию поиска. В процессе использования интерактивных методов «мозговой штурм», «круг идей», «незаконченные предложения» принимаются все мнения детей, как реальные, так и вымышленные.
5) Развитие умения находить совместные решения с одноклассниками, на повышение интереса школьников к изученному материалу.
Применение на уроках в начальной школе интерактивных методов обучения способствует успешному освоению учащимися материала и повышению качества образования. Учащиеся с большим желанием общаются, творчески соревнуются в выполнении задач, выражают свои мысли, доказывают утверждения.