3 июня 2020 года в рамках работы VI Международного Форума по педагогическому образованию проведен мастер-класс «Опыт организации театрализованной деятельности в детском театре КФУ «Радуга». Участниками мастер-класса стали преподаватели Казанского федерального университета Путулян Н.С. и Аркалыкского Государственного педагогического института им.И.Алтынсарина. Умбетова М.Ж., а также студенты 1 и 5 курсов кафедры начального образования, обучающиеся по профилю «Начальное образование и иностранный (английский) язык».
Модератор секции доцент Л.А.Камалова представила опыт организации детского театра КФУ «Радуга», рассказала историю создания, становления и развития детского театра, остановилась на особенностях театра для детей на базе Института психологии и образования Казанского федерального университета.
Детский театр «Радуга» создан на базе Института психологии и образования приказом ректора КФУ И.Р.Гафурова от 13 ноября 2017 г. Специфика детского театра «Радуга» в том, что это театр для детей преподавателей и сотрудников Казанского федерального университета.
В детском театре «Радуга» обучаются дети трех возрастных групп: дети дошкольного возраста (5-7 лет), дети младшего школьного возраста (7-11 лет), учащиеся средних классов (12-13 лет). В театральной труппе обучаются 16 человек. Задачи детского театра «Радуга»:
- приобщение детей к отечественной и зарубежной театральной культуре, драматургии и литературе – духовному наследию России, Республики Татарстан, мировой культуре;
- формирование гармоничной личности на традиционных культурно–нравственных ценностях нашего Отечества;
- утверждение семейных ценностей в сознании молодого поколения;
- развитие творческой активности и привлечение детей к занятиям творчеством, театром, литературой;
- популяризация театрального искусства среди детей и подростков;
- выявление и оказание помощи в раскрытии творческой индивидуальности одарённых детей, подростков;
- пропаганда методик воспитания и развития детей и подростков средствами театрального искусства.
В детском театре продумана система психолого-педагогического сопровождения детей. Каждый ребенок в детском театре находится под опекой студента-наставника. Студент-наставник помогает ребенку учить слова, совершенствует технику чтения ребенка, отрабатывает приемы выразительности речи, работает над развитием актерского мастерства, помогает проводить репетиции спектаклей. Студенты-волонтеры в детском театре – это студенты, обучающиеся по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование и иностранный (английский) язык». Студенты 1-5 курсов, будущие учителя начальных классов, на занятиях в детском театре овладевают системой знаний по теории и методике обучения детей младшего школьного возраста, учатся применять знания на практике. Работа студентов-волонтеров – это своеобразная педагогическая практика, которая проходит как «погружение» в педагогическую специальность, в которой сочетается урочная и внеурочная деятельность, воспитательная работа педагога.
За три года деятельности детского театра «Радуга» школу наставничества прошли около 140 студентов ИПО – будущих учителей начальной школы.
Детский театр КФУ «Радуга» активно сотрудничает с различными организациями: Музеем истории Казанского федерального университета; Музеем-мемориалом истории Великой Отечественной войны в Казанском Кремле; c руководством электронного портала «Культурный дневник школьника РТ»; c Татарским Государственным театром кукол «Экият» Республики Татарстан.
Актеры детского театра «Радуга» на занятиях развивают творческие и актерские способности. Постепенно в детях формируются не только творческие умения и навыки, но и научно-исследовательские, проектные умения, общеучебные умения. Несколько человек из труппы являются учащимися Детского Университета КФУ. Ученик Рысаев Тимур является юным Профессором Детского Университета КФУ.
Занятия в детском театре «Радуга» способствуют развитию интеллектуальных, коммуникативных, творческих, актерских способностей детей, общему развитию школьников, воспитанию духовно-нравственных качеств личности.
Юные актеры детского театра «Радуга» - активные участники Конкурса видеофильмов младших школьников «Золотая маска». В 2019 году театральный коллектив «Радуги» стал победителем в номинации «Лучшая сценография» (спектакль «Мы - патриоты своего Отечества»). В 2020 году на II онлайн - конкурсе «Золотая маска» детский театр «Радуга» вновь стал призером в номинации «Лучшая сценография», представив спектакль «Приключения Буратино на новогодний лад».
На сайте Института психологии и образования КФУ еженедельно после каждого занятия детей в театре публикуются статьи руководителя театра Камаловой Л.А. о занятиях с юными актерами, подготовке к спектаклям, о премьерных показах спектаклей детского театра «Радуга». В статьях анализируются общие достижения детского театра «Радуга» и отдельных его актеров.
Детский театр КФУ «Радуга» выступал со спектаклями на самых высоких уровнях: Международном Форуме по педагогическому образованию в КФУ (май 2018 г., май 2019г.) перед зарубежными и отечественными учеными; Международном форуме по вручению премии и медали им.Н.И Лобачевского лучшему математику мира (2 декабря 2019 г.); в Музее истории Казанского федерального университета (12 мая 2019 г., 30 ноября 2019г.); в Музее-Мемориале истории Великой Отечественной войны в Казанском Кремле (12 мая 2018 г.); в Департаменте по молодежной политике КФУ на Всероссийском форуме по патриотическому воспитанию молодежи (18 ноября 2018г.); на совещании кураторов академических групп КФУ (12 марта 2020г.).
Опыт работы детского театра КФУ «Радуга» был представлен на Международном семинаре по театральной педагогике в Татарском Государственном академическом театре им. Г. Камала 21 февраля 2018 года – на III Международном научно-методическом семинаре для педагогов «Профессионально-этическая подготовка учителей средствами театральной педагогики».
Выступления детского театра за 2017-2020 г.г. отмечены многим Дипломами и Благодарственными письмами: Благодарственное письмо ректора КФУ И.Р.Гафурова; Благодарственное письмо директора ИПО КФУ А.М.Калимуллина; Благодарственное письмо проректора по социально-воспитательной работе КФУ А.М.Межведилова; Благодарственное письмо Председателя Союза театральных деятелей РТ, Заслуженного деятеля искусств РТ и РФ Ф.Р.Бикчантаева; Почетная грамота Министерства образования и науки РТ, Министерства по делам молодежи РТ, Председателя РООВ «Союз ветеранов РТ».
После демонстрации электронной презентации спикера Камаловой Л.А. участники мастер-класса увидели видеофильм спектакля, посвященного 215-летию основания Казанского университета «Россия мне раскрылась в тебе, Казанский университет!»
Участники мероприятия и гости – студенты Института психологии образования оставили благодарственные отзывы о работе детского театра КФУ «Радуга», высоко оценив организаторскую, преподавательскую, режиссерскую деятельность руководителя театра Л.А.Камаловой.
Доцент КФУ Сибгатуллина Татьяна Владимировна:
«Спасибо за интересный практический материал. Опыт подобного рода творческой деятельности имеет огромное значение для личностного развития современного педагога».
Преподаватель Умбетова Махаббат Жаксылыковна (Аркалыкский Государственный педагогический институт, Казахстан):
«Cпасибо большое, Лера Ахтямовна! За Ваш прекрасный труд и полезную информацию. Успехов Вам!»
Студент 5 курса ИПО КФУ, староста группы 171.509 Исмагилова Алия Василовна:
«Спасибо большое за интересный доклад и полезную информацию! Успехов Вам в вашей дальнейшей работе и начинаниях!»
Студент 5 курса ИПО КФУ Валиуллина Айгуль Равилевна:
«Большое спасибо, Лера Ахтямовна за Ваш труд! Организуя репетиции и выступления, мы как будущие выпускники, особенно чувствуем важность и необходимость таких занятий. Вы дали нам возможность реализовать свой потенциал как учителей начальной школы. Спасибо, дальнейших успехов и сил!»