23 июня 2020 года в Институте психологии и образования КФУ в онлайн формате прошла защита выпускных квалификационных работ магистрантов, обучавшихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Компаративные исследования в области образования» (руководители программы: 2018/2019 уч.гг. – доктор филологических наук, профессор М.А. Кулькова; 2019/2020 уч/гг. – доктор педагогических наук А.Р. Масалимова). Данная программа был открыта на кафедре педагогики высшей школы в 2018 году. Она является уникальной, поскольку впервые в истории института магистранты изучали и сравнивали системы образования в школах Германии и России.
Для сравнения и анализа двух систем образования, магистранты в период обучения в магистратуре имели возможность проходить практику на базе МБОУ «Гимназия №183» города Казани. По мнению заместителя директора школы, Гульмановой Д.М., курирующей процесс педагогических практик, «отличительной особенностью данной гимназии является полилингвальный характер образования». Наряду с английским языком в ОО в качестве второго иностранного языка преподается немецкий язык, на факультативных занятиях учащиеся изучают китайский и французский языки.
Важно подчеркнуть, что практическая подготовка в гимназии проходила по немецкой системе распределенных практик: три дня в неделю магистранты находились в школе, три дня - обучались в университете. Помимо обучения детей немецкому и английскому языкам, в течение двух лет магистранты проводили педагогический эксперимент на базе гимназии в рамках тем своих магистерских диссертаций. Для реализации педагогического эксперимента по выпускной квалификационной работе площадкой для магистрантов послужила не только гимназия №183, но и Технический Университет Дрездена (ТУД) в Германии, с которым Институт психологии и образования КФУ реализует ряд проектов в рамках научно-образовательного сотрудничества. «Благодаря нашей международной коллаборации, три наших магистрантки имели возможность обучаться в ТУД на протяжении одного семестра по программе Erasmus+ и непосредственно в Германии осуществить анализ аутентичных научных и методических материалов, надлежащим образом провести педагогический эксперимент по теме своего исследования», - комментирует доцент кафедры педагогики высшей школы ИПО КФУ Телегина Н.В., курирующая процесс международной практической подготовки магистрантов-педагогов.
Темы выпускных квалификационных работ магистрантов были направлены на сравнение отечественного и зарубежного, в частности, германского опыта в образовательной деятельности. По таким темам магистерских диссертаций как «Исследование влияния билингвизма на развитие языковой компетенции учащихся основной школы: российский и германский опыт», «Формирование коммуникативной компетенции учащихся средствами мультимедийных технологий на уроках иностранного языка: российский и зарубежный опыт», «Развитие учебно-исследовательской компетенции одаренных обучающихся на уроках иностранного языка: опыт учителей России и Германии», которые остаются на сегодняшний день актуальными и требуют тщательного научного исследования, магистрантам удалось достичь хороших результатов которые они продемонстрировали во время защиты выпускных работ.
Всем магистрантам удалось провести параллель между образованием в Германии и в России, была выявлена возможность использования немецкого опыта в образовательной деятельности в российской системе образования. Остается пожелать выпускникам программы успехов в их будущей педагогической и научной деятельности!