Завершая работу над проектом Мама знает!, который был разработан с использованием средств гранта Президента Российской федерации, предоставленного Фондом президентских грантов, авторы приходят к выводу о том, что ключ успешного развития ребенка - это осознанная позиция родителей.
Современная тенденция в семейном воспитании «осознанное родительство» сталкивается с проблемой дефицита экспертной информации от специалистов из области психоречевого развития ребенка, что приводит к возникновению трудностей в оптимальной семейной поддержке развития детей раннего возраста.
Разработанный нами онлайн-курс «Мама знает!» направлен на формирование двухстороннего информационного контента «родители - профессиональное психолого-педагогическое дефектологическое сообщество» и на стимулирование осознанного расширения родительских компетенций в области профилактики отклонений в психоречевом развитии детей от 0 до 5 лет.
Разработанный курс состоит из видео материала на 18 различных тем, отражающих специфику речевого развития ребенка раннего возраста, профилактики нарушений и взаимодействия родителя с ребенком по предотвращению возможных нарушений. Нашей целью было сделать шаги в распространении информации об особенностях и рисках психоречевого развития ребенка, наращивании родительских компетенций в контексте сопровождения психоречевого развития ребенка. Для этого онлайн-курс был размещен на различных площадках: Гугл формы; Stepik; Детские сады; КФУ; Центр LOGOLAND; Речевой центр абилитации «ДЕТИ СОЛНЦА»; Kids афиша. Дети в Казани; БФ Сила в детях. Кроме того, онлайн-курс, размещенный на Stepik, стал дополнительным материалом для подготовки студентов КФУ, обучающийся по направлению Специальное (дефектологическое) образование.
На сегодняшний день онлайн-курс прошли более 700 слушателей.
Размещение курса в Гугл-формы и на образовательной площадке Stepik позволило нам собрать статистические данные, которые отражают степень освоения материала (каждая видео лекция сопровождается тестовым заданием). То есть было проведено тестирование целевой группы, лиц, заинтересованных в данной тематике. Статистический анализ данных показал следующее (Рис.1): более легко осваиваемыми оказались темы, относящиеся к более общим вопросам речевого развития (Что такое речь; Органы речи - при чем здесь мозг?; Первый год он трудный самый), наибольшую сложность составили тестовые задания по темам второго блока курса, в котором раскрываются особенности речевого развития ребенка, причины отставания в речевом развитии, о дополнительном участии родителей, особенно тема о близнецах. Полученные результаты позволят нам в дальнейшем усоверщенствовать курс, доработать те фрагменты курса, которые были менее доступными целевой аудитории.
В целом отметим, что около 90% слушателей набрали высокие баллы за курс, что говорит о высоком уровне освоения психолого-педагогических компетенций слушателей по распознаванию маркеров речевого неблагополучия детей от 0 до 5 лет. То есть пройдя онлайн-курс «Мама знает!» и изучив краткую информацию о причинах нарушения речи, слушатели освоили игры и приемы для развития речи ребенка от рождения до 5 лет, смогут решить вопрос о нормативности речевого развития ребенка, заметить отклонения развития речи от возрастной нормы у своего ребенка. Что позволит снизить уровень родительской обеспокоенности, либо обратиться за логопедической помощью на ранних этапах. Таким образом, многие дети смогут избежать тяжелых речевых нарушений, либо формирования вторичных дефектов.