В исследовательскую группу «Психолого-педагогическое сопровождение медицинского образования» вошло 20 российских ученых и ученых ближнего зарубежья, ученые Казанского федерального университета, Института психологии и образования. Исследовательская группа зарегистрирована на платформе «Международное сообщество исследователей педагогического образования (МСИПО). Возглавила работу группы кандидат педагогических наук, доцент ИПО КФУ Камалова Лера Ахтямовна. Научная деятельность группы была организована с ноября 2021 года. Каждый из членов исследовательской группы работает по своей научной проблеме и конкретной теме. Особенностью данной исследовательской группы является научное содружество и взаимодействие с учеными Института фундаментальной медицины и биологии КФУ. Цель исследований ученых исследовательской группы- исследовать технологии, приемы, тактики, техники изучения актуальных медицинских проблем с точки зрения психолого-педагогической.
18 марта 2022 года в Институте психологии и образования КФУ прошло онлайн-заседание исследовательской группы «Психолого-педагогическое сопровождение медицинского образования». Заседание исследовательской группы провела кандидат педагогических наук, доцент ИПО КФУ Камалова Лера Ахтямовна.
Результаты работы исследовательской группы были представлены на двух заседаниях SIG-1, SIG-2 на Международном форуме по педагогическому образованию (ИФТЕ-2022).
SIG-1- 26 мая 2022:
«Психолого-педагогическое сопровождение медицинского образования» (МСИПО) Выступили с 6 докладами 14 ученых.
SIG-2 – 27 мая 2022:
«Психолого-педагогическое сопровождение медицинского образования» (МСИПО)
Выступили с 5 докладами 7 ученых исследовательской группы.
1.Камалова Лера Ахтямовна, Гайфуллина Раушания Фаритовна- Заместитель директора Института фундаментальной медицины и биологии КФУ, зам. главного врача по научно-образовательной деятельности МСЧ КФУ.
Выступили с докладом «Телездравоохранение и коммуникация: механизмы общения студентов-медиков с пациентами в условиях пандемии COVID-19» на Международном форуме по педагогическому образованию (ИФТЕ-2022).
Опубликована статья в журнале «Наукосфера»: Камалова Л.А. Телездравоохранение и COVID-19: формирование коммуникативных навыков студентов-медиков / Наукосфера. -2022. - №2(2).
Готова к публикации статья Камаловой Л.А., Гайфуллиной Р.Ф., Умбетовой М.Ж., Новгородцевой И.В. в журнале БД Скопус «Образование и саморазвитие» «Механизмы общения студентов-медиков с пациентами в телездравоохранении в условиях пандемии COVID-19» - сентябрь 2022 года.
Хафизова Айгуль Айдаровна представила очный доклад на IFTE 2022 по теме «Комплексный конструктор обучения как инструмент повышения качества медицинского образования в вузе». По этой же теме сформирована статья в журнал ВАК (почему ВАК: потому что доделывается другая статья в Скопус (совместно с Галимовым А.М.) также по медицине «Приоритет-2030»).
Телегина Надежда Викторовна выступала на ИФТЕ с докладом «Интерактивные практики в действии: теоретический и практический контекст для преподавателей-медиков».
По проблеме "Психолого-педагогическое сопровождение медицинского образования" готова к публикации статья с тремя соавторами. С результатами данного научного исследования выступала у коллег на открытой дискуссионной площадке в КНИТУ им. Туполева в августе 2022 года.
Галимова Эльвира Габдельбаровна выступала на Форуме IFTE- 2022 с докладом «Оценка удовлетворённости студентов-медиков организацией практики в условиях пандемии COVID-19» (соавтор Э.Р.Закирова). Статья готова к публикации.
По проблеме «Психолого-педагогическое сопровождение медицинского образования» Хаматвалеевой Динарой Гумаровной, под научным руководством профессора, доктора психологических наук Лилии Раифовны Фахрутдиновой было проведено исследование на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Казанская школа-интернат № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья" Результаты исследования были представлены в виде выступления с докладом на XVI Международной научно-практической конференциидля студентов, магистрантов, аспирантов,молодых ученых и преподавателей вузов «Зимняя психологическая школа 2022». Были опубликованы в сборнике материалов XVI Международной зимней школы по психологии состояний.В настоящий момент материалы проходят процедуру экспертизы для размещения в РИНЦ
Утеева Эльмира Наильевна выступила на Международном форуме по педагогическому образованию (25-27мая 2022 года) по теме «Учебно-методическое сопровождение цифровой трансформации в медицинском образовании», приняла участие в питч-сессии- 2 «Цифровые решения в высшем образовании» (27.05.2022 11:30-13:30). Участвовала в работе круглого стола 13 «Проблемы в реализации процессов цифровой трансформации в высшем образовании» (27.05.2022 15:00-17:00). Опубликована статья в журнале ВАК «Опыт использования метода eduScrum в образовательном процессе у аспирантов медицинского вуза // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 1. С. 71-79. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-71-79
Плюшкина Александра Сергеевна выступала с докладом «Интерактивные практики в действии: теоретический и практический контекст для преподавателей-медиков» на IFTE-2022.
Тарасова Наталья Владимировна, директор Центра социализации и
персонализации образования детей, к.п.н., доцент, Почетный работник общего образования (г.Москва) выступала с докладом
«Формирование коммуникативной компетентности студентов медицинского колледжа в сложных социально-экономических условиях»( соавтор И.П.Пастухова).
Минуллина Аида Фаридовна приняла участие в конференции «Медицинское образование: выбор поколения XXI века», 12-13 мая 2022 г. - Казань: Казанский ГМУ, публикация материалов исследования в статье авторов: Минуллина А.Ф., Васина В.В. «Психологические основы формирования коммуникативной компетенции студентов дефектологов и медиков» / Материалы VIII Международной учебно-методической конференции «Медицинское образование: выбор поколения XXI века», 12-13 мая 2022 г. - Казань: Казанский ГМУ Минздрава России. C. 55-59. Ученые опубликовали статью в журнале ВАК: Минуллина А.Ф., Васина В.В. «Психологические составляющие коммуникативной компетенции студентов-медиков и студентов-дефектологов» / Международный научно-исследовательский журнал «International Journal of Medicine and Psychology / Международный журнал медицины и психологии», №3, 2022.97-103. На данный момент готовится материал для публикации в соавторстве с Колпаковой Л.М. по студентам-медикам.
Жиркова Галина Петровна. Директор Центра социальных и гуманитарных наук Университета ИТМО , к.п.н. доцент (г.Санкт-Петербург) выступила на Международном форуме по педагогическому образованию с докладом по теме «MEDICAL HUMANITIES: роль гуманитарного знания в системе медицинского образования».
Мартынова Дарья Олеговна, ассистент ФТМИ, Университет ИТМО. (Санкт-Петербург) выступила на ИФТЕ-2022 с докладом по теме «Медицинские гуманитарные науки в американской системе образования: альянс науки и искусства».
Ахмедова Нигора Дадахоновна (Андижанский государственный университет, Андижан, Узбекистан) представила научное исследование по теме «Роль историко-педагогических работ в области «аль-Адаба» в духовно-нравственном воспитании будущих врачей».
Исследования ученых по психолого-педагогическому сопровождению медицинского образования продолжаются и выходят на новый уровень.