20 декабря в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена Санкт-Петербурга завершился III Международный культурно-образовательный форум «Детство: самоценность настоящего». Форума проходил с 19 по 20 декабря, его целью стало обсуждение проблем формирования новой, междисциплинарной науки о Детстве; образовательных практик работы с Детством; подготовки педагога к взаимодействию с современным Детством.
От Института психологии и образования КФУ форум посетила делегация в составе директора Института Айдара Калимуллина, заведующего кафедрой педагогики Розы Валеевой, заведующего кафедрой педагогической психологии Ирины Лушпаевой, заведующего кафедрой дошкольного образования Аллы Твардовской, доцента кафедры начального образования Резеды Хайрутдиновой, а также студентов 3 курса ИПО Жарковской Инны и Тазиевой Альбины, сотрудника отдела научной и международной деятельности Ахунзяновой Алсу и аспиранта Института Сигачева Михаила.
19 декабря в работе пленарного заседания ключевыми вопросами обсуждения выступили историко-педагогические традиции подготовки специалистов для работы с детьми (подходы Петербургской и Московской научных школ), а также значимость и актуальность проведения популяционных и лонгитюдных исследований современного детства. https://vk.com/video-46508610_456239570
Доклад профессора Елены Ивановны Казаковой, доктора педагогических наук, председателя ФУМО ВО «Образование и педагогические науки», научного руководителя центра развития педагогического образования РАО, директора института педагогики СПбГУ, назывался «Современное Детство – вызов педагогическому образованию?». В нем прозвучал призыв «.. усилить человеческое в человеке, не потерять в цифровом мире ценность детства, усилить мир детства как реальный физический мир, насыщенный природой, книгами, играми вместе со сверстниками и другими людьми».
Ключевым мероприятием 19 декабря стало совместное открытое заседание ФУМО в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки и ФУМО в системе среднего профессионального образования по укрупнённой группе профессий и специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки. На заседании обсудили ряд ключевых вопросов касательно подготовки педагогов дошкольного и начального образования в современных условиях, ценностных ориентиров этой подготовки, а также исторических традиций и новых реалий. https://vk.com/video-46508610_456239571
В первый день форума, на одной из дискуссионных площадок «Молодые исследователи образования. Опыт становления науки будущего» директор Института психологии и образования КФУ Калимуллин Айдар представил доклад об организации научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности студентов, магистрантов и аспирантов на тему: «Современные междисциплинарные исследования детства: кейс Казанского федерального университета». В работе дискуссионной площадки был также заслушан доклад Ахунзяновой Алсу, сотрудника отдела научной и международной деятельности ИПО КФУ "Оценка уровня готовности студентов дошкольного образования к построению индивидуальных образовательных маршрутов детей".
В этот же день, с ключевым докладом «Самоценность детства в педагогической системе Януша Корчака» выступила профессор Роза Валеева. Её доклад был представлен на секционном заседании «Формула классного воспитания в начальной школе». Помимо этого, доцентом Резедой Хайрутдиновой была представлена инновационная технология воспитания младших школьников «Театр новых форм как технология воспитания детей».
Во второй день форума обсуждались вопросы преподавания педагогики и педагогических дисциплин в системе подготовки педагогов дошкольного и начального образования. На секции «От дошкольной педагогики к педагогике начального образования. Педагогические модули образовательных программ подготовки специалистов дошкольного и начального образования» свои доклады представили Алла Твардовская, её тема была: «О взаимосвязи когнитивного и физического развития дошкольников: что должен знать современный педагог?» и Ирина Лушпаева, выступившая с материалом: «Профессиональное взаимодействие психолога и педагога в сопровождении развития и воспитания ребенка».
Высокую оценку от слушателей форума получили исследования студентов и аспирантов Института психологии и образования, представивших свои результаты на Рождественской сессии молодых ученых «Агенты Детства». Жарковская Инна подготовила выступление на тему: «Современное детство. Штрихи к автопортрету. Начальная школа», Тазиева Альбина - «Детство. Штрихи к автопортрету студента», аспирант Сигачев Михаил - "Цифровая образовательная среда: подготовка педагогов по физкультуре и спорту к взаимодействию".
Все участники научного мероприятия были приглашены на IX Международный форум по педагогическому образованию (IFTE 2023), который состоится 24-26 мая в Казанском федеральном университете. Ссылка на сайт Форума https://ifte.kpfu.ru/