Размер шрифта: A A A Цвет сайта: A A A

ЯЗЫК

Анонс рубрики 'Язык (Тел)'

Культура и история татарского народа, язык которого принадлежит к тюркской семье, неразрывно связаны с мировой культурой и историей. Филологическое осмысление татарской словесности, имеющей богатые исторические корни, становится особенно важным сейчас, когда геополитические процессы в мире вызывают повышенный интерес к проблемам национального языка.

Основы научного изучения татарского языка были заложены учеными Казанского университета еще в ХIХ веке (И.Хальфин, Х.М.Френ, Ф.И.Эрдман, А.К.Казембек, И.Н.Березин, М.Махмудов и др.). Особый импульс оно получило в 30-40-х годах ХIХ века с возникновением в университете Казанской тюркологической школы. В эту школу входили представители университета (И.А.Бодуэн де Куртенэ, В.В.Радлов, Н.Ф.Катанов и др.) и Первой Казанской гимназии, некоторые преподаватели Оренбургского Неплюевского военного училища (Салихжан Кукляшев, Мартиньян Иванов), других учебных заведений Кавказа, Сибири и др. К этой школе со своими научными работами по татарскому языку присоединились преподаватели духовных учебных заведений и некоторые миссионеры. Представители Казанской тюркологической школы одновременно были языковедами, историками, фольклористами, и при характеристике трудов этой школы приходится выходить за пределы лингвистики. После перевода восточного разряда Казанского университета в Петербургский университет концепции Казанской тюркологической школы были подхвачены татарскими языковедами: К.Насыйри, А.Максуди, Г.Нугайбеком, Г.Ибрагимовым, Дж.Валиди, Г.Алпаровым, В.Хангильдиным и др.

И сегодня Казанский федеральный университет, наряду с Институтом языка, литературы и искусства им.Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, играет ключевую роль в развитии татарской лингвистической науки в стране и республике. Продолжая традиции известной Казанской тюркологической школы, ученые Татарстана создали научные школы по изучению грамматического строя татарского языка, по истории татарского литературного языка, исторической грамматике, по татарской диалектологии, по тюрко-татарской ономастике. Значительный прорыв был сделан в области татарской лексикографии. Достижения ученых-лингвистов Татарстана стали достоянием общей тюркологии.

Распад СССР привел к разрушению в отечественной тюркологии единого научного пространства, практически полностью прекратились научные контакты, обмен научной информацией, литературой. В результате происшедших событий возникли изменения в структуре научной парадигмы, появились новые направления на стыке наук. Совместно с математиками и специалистами в области информатики создаются лингвистические модели и программные средства, ориентированные на автоматизированную обработку татарского языка, решаются важные научно-практические вопросы обеспечения функционирования татарского языка в инфокоммуникационных технологиях.Расширяется исследовательская база психолингвистики, заметное место занимают контрастивная и когнитивная лингвистика, предложившие новые подходы к решению проблемы «язык и мышление». В рамках социолингвистики углубляется понимание проблемы «язык и общество», появляется лингвистическая культурология, раскрывающая главные признаки национальной ментальности. Естественно, в современных условиях фундаментальные направления татарского языкознания также продолжают успешно развиваться и являются важной составляющей национальной и языковой политики Российской Федерации в целом. Сопоставительное и сравнительное изучение неродственных языков, носителями которых являются жители Татарстана, имеет не только теоретическое, но и прикладное значение. За последние десятилетия новые результаты получены в области истории татарского языка, подготовлен Большой атлас татарских народных говоров, появились новые исследования по морфологии татарского языка, продолжается словарная работа. Выросла новая плеяда ученых, ведущих научно-исследовательскую работу по актуальным проблемам татарского языкознания.

С образованием Республики Татарстан в составе Российской Федерации и принятием законов о языках в сменившейся языковой ситуации перед учеными-языковедами, занимающимися проблемами татарского языка, встали новые задачи. Одной из актуальных проблем Республики Татарстан в настоящее время является выяснение тенденций и перспектив сохранения и развития титульных языков, имеющих статус государственных. Одновременно повысился интерес к проблемам национальной терминологии, обогащения лексического состава, нормирования литературного языка, соотношения «литературный язык – диалект», изучения истории языка и его литературных форм, важным направлением остается изучение фонетической системы татарского языка и диалектов экспериментальным путем, составление словарей разного типа, в том числе электронных словарей и национального корпуса татарского языка. Столь же актуальным является совершенствование преподавания татарского языка в школах и вузах, создание учебников родного языка новых типов.

Эти и многие другие проблемы изучения татарского языка, координации научных исследований в данной области и призван решить журнал «Tatarica», опираясь на лучшие научные силы языковедов России и зарубежных стран.