Одно из сообщений новостных лент заставило задуматься о будущем журналистки, хотя бы о возможных перспективах этой не самой легкой, но необходимой профессии.
Как сообщало летом этого года издание gazeta.ru: “…новости для информагентства Associated Press будет создавать искусственный интеллект. Робот будет заниматься написанием коротких новостей – отчетов о доходах различных компаний.” |
В заметке говорилось о достоинствах специально разработанной для этой цели программы Automated Insights Wordsmith, технологии и методике новой модели подготовке контента, которая по мнению руководства компании имеет принципиальное отличие от используемой прежде традиционной модели создания информации (медийного пространства), когда любые задачи по формированию всех видов новостей выполнялись только журналистами. В этой классической модели журналисты, работая даже над короткими сообщениями, “не могли не думать”, не заботиться о качестве заметок, субъективно предполагая и ощущая ответную реакцию массовой аудитории на предназначенные к опубликованию материалы. В новой модели, по крайней мере на ее первых подступах, автоматизированная программа создания контента ориентирована в большей степени на реферирование информации, поступающей в издания в виде автоматизированных отчетов или специально подготовленных (фильтрованных) данных.
Робби Аллен, глава Automated Insights: “В прошлом году программа Automated Insights, Wordsmith, создала 300 млн. текстов на самые разные темы – от финансовых отчетов до коротких репортажей о фэнтези-футболе. Теперь цель компании – миллиард новостей в год. Мы перевернули стандартную модель создания контента с ног на голову, Обычно это работает так: “Я надеюсь, этот текст прочитает миллион людей”. Наша модель – действовать наоборот. Мы хотим создать миллион кусочков контента, каждый из которых прочитают один раз.” |
Таким образом, журналисты до сих пор выполняли работу по созданию новостного информационного пространства, вкладывая в это дело время и силы, и как бы не была совершенна техника, созданная инженерами для оказания им помощи, перед ней еще не ставилась задача замены человеческого участия в создании новостного контента. До настоящего времени все новостное медийное пространство создавалось людьми и было им подотчетно. Сегодня часть этих функций, очевидно, предполагается переложить на роботы и специализированные программы.Главное в этом процессе – как видят его инициаторы – попытка существенно увеличить количественные данные и скорость создания новостных ссылок, сообщений, реферирования информации. Вопрос качества новоиспеченного контента остро пока ставится, хотя создатели проекта обещают обеспечить его вполне приемлемое качество уже в ближайшее время. В том как расставлены акценты в высказываниях менеджеров проглядываются устремления корпораций, медиагигантов, бизнеса, в целом. Быстрота, экономичность, рекламная и коммерческая эффективность – все эти атрибуты создания контента для не новы средств масс-медиа. Однако, впервые современные технологические разработки, кажется, вплотную приблизились к сфере формирования общественной психологии, может быть и не самой основной ее части (как знать, какое развитие может получить вектор роботизированной журналистики в будущем: миллионы автоматически сгенерированных новостных (и не только) гиперссылок в состоянии существенным образом повлиять на формирование любых представлений пользователей, особенно, если у них недостаточно житейского опыта или, например, их базовые основы знаний оставляют желать лучшего).
Развитие экономики, технологий, средств масс-медиа оказывают на современное общество настолько мощное влияние, что оно исподволь, все более и более подчиняясь их впечатляюще-эффектным хитросплетениям, превращается в слишком однородное по использованию, потреблению медиаконтента, а значит становится слишком предсказуемым в реакциях на происходящие события в мире. Общество, по мере увеличения возможностей средств связи и мощности информационных систем, кажется, парадоксально теряет свою информационную энтропию.
Но, вот, любопытный анонс, состоявшегося этим летом фестиваля Transmediale, в подтверждение этой мысли.
- Общество, движимое алгоритмами, производит большие объемы информации. Мы постоянно фиксируем и трансформируем события нашей жизни в разного вида данные. Будучи обычными жителями городов, мы – зачастую невольно – выступаем в роли сенсоров глобальной системы, работая на извлечение потенциально значимой информации везде и всегда. Свободное время стало формой неосознанного труда, и этому способствуют игровые технологии и механизмы геймификации, которые активно используют коммерческие компании и общественные институты для сбора информации о нас. Остались ли виды существования человека, которые противятся императивам цифрового общества, или нам ничего не остается, кроме того, чтобы продолжить игру? Существуют ли художественные практики и научные подходы, которые еще не используют квантификацию, т.е. сведение всего к оцифровке? |
Cказанного не стоит сильно опасаться: даже в случае худших прогнозов, нас вряд ли ждет новый кризис в философии, но вот контролировать синтетический информационный медиапоток, с включенными в него (сегодня уже программными способами) хедлайнерскими компонентами корпораций все же непременно требуется.
Фото: magazines.russ.ru