В канун 210-летия Казанского университета Лига женщин запустила творческий проект: "Виват, университет!".
Множество людей хотя бы раз в жизни задумывались о написании книги или романа. Мысль о том, чтобы изложить на бумаге свои фантазии и выпустить (о, удача) книгу - греет сердца тысяч. Но как написать роман, если ты никогда раньше этого не делал?
В канун 210-летия Казанского университета Лига женщин запустила творческий проект: "Виват, университет!". Толчком к этому послужил научно-познавательный семинар на тему "Игра в писательство или современная массовая литература", где слушатели не только познакомились с законами жанра, но и сами попытались придумать героев, место действия и создать сюжетную линию любовного романа.
Одним из ведущих экспертов в этом нелегком, но очень увлекательном конкурсе выступает доктор филологических наук Лия Ефимовна Бушканец. В преддверие подведения итогов мы побеседовали с профессором.
- Главный вопрос: С чего начать: купить бумагу, приготовить ручку или просто протереть монитор у компьютера?
- Многие современные писатели по традиции продолжают писать ручкой по бумаге и уверяют, что так получается лучше. У такого способа работы есть много плюсов. Если вы станете знаменитостью, ваша ручка попадет в музей и будет драгоценным экспонатом: например, в московском Литературном музее или в музее Пушкинского дома в Петербурге хранятся письменные столы и ручки Пушкина, Гоголя, Блока, в Национальном музее у нас в Казани - стол и чернильный прибор Гаврилы Романовича Державина. Потому о красоте ручки надо позаботиться заранее. А черновики попадут для вечного хранения в архивы. Если автор работает на компьютере, то потомки не смогут изучать его рукописи. Зато - благодаря электронным "девайсам" тексты можно печь быстро, как блины. Так что ручка или клавиатура - это выбор стратегический. Но главное, как всегда, не в этом: нужно просто решить начать, не откладывая на завтра. Мне самой, например, уже давно хочется написать роман, и я уже придумала название - "Рыжий кот в зеленой траве". А вот времени все не хватает, буду писать на пенсии, если к тому времени никто не использует название. Так что откладывайте все дела, забудьте о суете и посвятите время вечному - литературе.
- Что важнее: хороший сюжет, интересная тема, собственная фантазия или просто феноменальная усидчивость?
- Все зависит от того, с какой целью вы сели за работу. Если вы пишете детектив или сценарий для сериала, то главное - сюжет. Если хотите, чтобы через несколько лет о вас еще помнили, то кроме сюжета в произведении должно быть что-то важное, что вы хотели сказать миру. Но без усидчивости не обойтись, ни при каком варианте. В литературе, как и в музыке, успеха достигает тот, кто десятилетиями играет гаммы.
- Есть некий образец или правила, используя который, можно быстро создать шедевр?
- Филология достигла в XXI веке не меньших успехов, чем биология. Филологи знают, как написать хорошее произведение (потому среди современных известных писателей так много филологов, появился даже термин - "профессорская литература"). В американских университетах давно уже читают спецкурсы: "Как написать гениальный роман", "Как написать гениальный детектив", "Как написать гениальную драму" и т.д. Конечно, гениальное произведение по правилам не напишешь, но и без правил не напишешь тоже. Так что вполне добротный и "читабельный", т.е. не дилетантский, роман или сценарий, зная технологию, можно создать. К сожалению, многие современные авторы продолжают наивно считать, что творчество ? это только вдохновение и самовыражение, и остаются графоманами. "Ремесленная" составляющая есть в любом гениальном произведении.
- Ваше личное отношение к современной литературе?
- Отвечу непатриотично: современная российская литература, на мой взгляд, малоинтересна. Прежде всего, потому, о чем я только что говорила - не хватает профессионализма и умения думать о читателе. Западноевропейская и американская литература в среднем профессиональнее и интереснее.
- Почему творчество Пушкина не стареет?
- Чтение - это разговор с автором. Только он высказался текстом, а я, читатель, отвечаю ему мысленно. В нашей российской культуре очень сильна ювенильность, подростковость сознания. Есть гениальные подростки, конечно, например, Маяковский. Но, честно говоря, у других авторов это скучно и быстро надоедает. Когда читаешь Пушкина, то чувствуешь, что общаешься с мудрым и глубоким человеком. Мне с ним интересно.
- Как заставить читателя перевернуть страницу?
- Можно заставить читателя перелистывать страницы, так, чтобы ветер свистел в ушах, - это можно сделать с помощью захватывающего сюжета, который, кстати, тоже не так-то легко придумать. А можно попробовать заставить читателя именно перевертывать страницы, медленно и с удовольствием. Фазиль Искандер рассказывал о том, как он впервые читал "Анну Каренину". В 13 лет, сельский мальчишка- что он мог там понять? Но он был потрясен: "Дня три я ходил как пьяный и мычал какой-то дикарский реквием по поводу смерти героини. И без того не склонный усердствовать лопатой и мотыгой, в эти дни я даже не откликался, когда мама и сестра звали меня на огород. Опалывать глупые тыквы, когда мир вместе с Анной Карениной раздавлен под колесами паровоза?! Впервые я читал книгу, под которой не мог нащупать дна. Каким-то образом возникло ощущение моря. Незнакомые сцены усадебной жизни воспринимались как родные. Хотелось к ним. Хотелось посмотреть, как аппетитно косит Левин, побывать с ним на охоте, поиграть с его умной собакой, посидеть с женщинами, которые варят варенье, и дождаться своей доли пенок. Это был роман-дом, где хочется жить". Вот если удастся написать "роман-дом","роман-море", в котором хочется забыть о бессмысленных делах, которыми мы большей частью и занимаемся, то это и будет удача.
- Согласны ли вы с изречением: "Писательство - это не работа. Писательство - это искусство" (Катрин Энн Портер)
- Частично. И то, и другое. Потому Лига женщин и предлагает всем попробовать себя в писательстве - трудолюбием вполне можно компенсировать нехватку литературного таланта, данного природой. Помните известный анекдот? "Умеете ли вы играть на скрипке? - "Не знаю, не пробовал". Так вот, каждый может попробовать, тем более что талантливых в разных сферах и трудолюбивых людей всегда было много среди выпускников и сотрудников Университета. А потом ведь тема конкурса какая - посвящение нашему любимому университету. Немного искусства и много работы - это доступно каждому!
- Поступили ли в адрес Лиги первые "Пробы пера"?
- Да, есть и объемный роман, героем которого был профессор университета, и рассказы. Как интересно сейчас читать произведения XIX века, сюжет которых связан с университетом: детали быта, характеры студентов и профессоров, смешные и трагические ситуации!.. Сама тема обеспечивает память об их авторах. Так что еще есть время присоединиться к конкурсу - пусть не объемным романом, но новеллой, юмористической сценкой и пр.
Напоминаем: Литературный конкурс "Виват, университет!" - принимаются работы на рассмотрение в жанрах:
- детектив (исторический, иронический, психологический, мистический);
- любовный роман;
- приключенческий роман;
- боевик (триллер);
- фэнтези.
Требования:
- соблюдение общих принципов жанра, увлекательный сюжет, узнаваемость реалий жизнедеятельности университета, его прошлого и настоящего;
- соблюдение моральных норм в построении сюжета и в использовании лексики;
- действующие лица могут быть вымышленными или реальными, но должны быть связаны с университетом;
- объем - произвольный, но не больше 100 стр.;
- воображение приветствуется!
Сроки предоставления материалов: 10 ноября 2014 года.
Подведение итогов - ноябрь 2014 года.
Тексты представляются в электронном и распечатанном виде (в 2-х экз.) как под подлинной фамилией, так и возможно использование псевдонима.
Возрастных ограничений НЕТ!!!
Контактные данные: гл. здание КФУ, к. 341,
телефоны: 233-70-91; 8-90-33-87-95-57,
электронная почта: ligazenshcinksu@mail.ru
В общем, дерзайте!
Для филологов
02.10.14, 18:05
+3
-2
|
Vivat! |