В публикации предыдущего выпуска новостей e-Learning мы говорили о грядущем расширении деятельности MOOC. Хотя в настоящее время процесс обучения на базе открытых онлайн курсов подвергается довольно мощной волне критики, тем не менее тема далека от вынесения окончательного вердикта: слишком много противоречивых мнений, суждений появилось и продолжает появляться на страницах самых разных изданий.
Многие достоинства и недостатки MOOC, как системы обучения, были очевидны уже при формировании открытых онлайн курсов (см.об этом, например, в публикации Актуальные проблемы электронного образования ведущих промышленно-развитых стран мира. Противоречия классических и упрощенных подходов в разработке ЭОРов). Но, все-таки масштабы, новизна, по-своему революционной формы обучения, уникальность декларируемых методов и целей проекта, наконец, потраченные на его осуществление финансовые средства, высокий уровень привлеченных к реализации проекта специалистов, ученых, разработанная технологическая платформа, вызывали известную в таких случаях осторожность в выводах по сценарию развития будущих событий. Прогноз – дело неблагодарное, бренды и хиты во все времена – явления непредсказуемые.
По многим параметрам MOOC сумели выполнить взятую на себя миссию, обогатив образовательную среду новыми фактами, сведениями, достижениями и новациями, которые были бы невозможны (или которые появились бы еще довольно нескоро) без осуществления деятельности этих курсов ведущими мировыми лидерами в сфере высшего образования: MIT, Oxford, Cambridge и рядом других заведений.
Не являясь сторонниками жесткой критики инновационных методов образования (в том числе и MOOC), нельзя не признать, что за два предыдущих года плотной апробации открытых онлайн курсов появились самые разные точки зрения на используемую методику, весь проект, в целом. Интересными по этому поводу представляются мнения, как самих участников и организаторов процесса, специалистов, так и оппозиционные точки зрения, а иногда единичные, но от того не менее любопытные отзывы неравнодушных к электронному обучению людей, придерживающихся в то же время конструктивистских позиций.
Предлагаемый Вашему вниманию сокращенный перевод публикации в TheConversation.com Нейла Морриса, профессора образовательных технологий, инноваций и реформ в Школе образования, директора цифровых методов обучения в Университете Лидса (Великобритания), представляет субъективный взгляд со стороны одного из организаторов онлайн курсов, который видит возможность преодоления, возникших у МООС проблем, в эволюционном развитии и модификации самих курсов, действенных выводов из анализа сложившейся ситуации, призывая ни в коем случае не пренебрегать тем ценным опытом и результатами, которые были достигнуты в ходе реализации этого проекта за предыдущие годы.
Не стоит пренебрегать MOOC - мы еще только начинаем понимать их истинную ценность
За последние пару лет массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) взяли академический мир штурмом. Несмотря на многочисленные дискуссии, о том насколько работоспособной для всех, выгодной и экономически эффективной является идея бесплатных онлайн курсов, MOOC, в конечном счете, преподнесли университетам ценные уроки о том, как студенты хотят учиться.
Я искренне надеюсь, что мы откажемся от идеи распустить MOOC, как дорогого и неудачного эксперимента. Как человек, который ведет и управляет проектом MOOC в Университете Лидса, я знаю, что открытые онлайн-курсы дали многое, как студентам, так и преподавателям. Они кроме того провоцируют реальные преобразования в способах и методах преподавания на наших кампусах.
Дорогостоящие, но долговечные
Первоначальные инвестиции в проектирование, создание и актуализацию онлайн-курсов были довольно значительны, составляя от 20 000 до 30 000 фунтов ($ 32,425- $ 48.638), например, за курс в Лидсе. Съемки ученых, представляющих пятиминутные презентации предметных областей, которые проводились в соответствии с их подготовленными выступлениями, с использованием телесуфлеров, зеленых задников (речь видимо идет об использовании технологии Chromakey, прим. переводч.), многокамерного монтажа, с применением профессиональных микрофонов, многократными дублями (данная технология использовалась, кстати, и в реализации видеопрезентаций ЭОРов преподавателей КФУ на этапе 2013-2014 гг., в совместной разработке студии “Univer” и Департамента развития образовательных ресурсов КФУ, прим. редакт. перевода) является дорогостоящим предприятием по затратам времени и ресурсов.
Но учебные материалы продолжают жизнь. Изготовленные учебные продукты, сопровождаемые анимацией, доступным в различных форматах видео, с затранскрибированными аудиоподкастами (очевидно, звуковыми дорожками, сопровождаемыми титрами, прим. переводч.), позволяют многократно использовать эти материалы в разных контекстах, даже после завершения самих онлайн курсов.
В то время, как часть ученых относится пренебрежительно к MOOC, есть свидетельства, что другие из них применяют некоторые методы цифрового обучения в их собственной учебной практике. Все больше осознается потенциал цифровых подходов для поддержки обучения, что в свою очередь позволяет повысить доступность и гибкость в использовании целого ряда мультимедиа и интерактивных материалов, стимулирует на активное участие в этом процессе студентов.