Традиционно конец июня – время подведения итогов учебного года. В уходящем учебном году заведующий кафедрой политологии профессор Олег Иванович Зазнаев и профессор кафедры политологии Мидхат Хабибович Фарукшин прошли научно-педагогические стажировки в зарубежных вузах в рамках Программы развития нашего университета. Олег Иванович находился в американском Колледже Скидмор (штат Нью-Йорк) в декабре 2011 года, а Мидхат Хабибович – в канадском Институте межправительственных отношений при Королевском университете в Кингстоне в апреле этого года. Сегодня они делятся своими впечатлениями.
Олег Иванович Зазнаев:
Колледж Скидмор, где проходила моя стажировка, является одним из лучших частных колледжей гуманитарного профиля в США. Его по праву можно назвать элитным вузом с высокими стандартами образования. Одной из наиболее популярных среди абитуриентов программ, по свидетельству администрации колледжа, является программа по государствоведению (фактически это политология), реализуемая кафедрой государствоведения. Эту кафедру возглавляет специалист по российской и татарстанской политике профессор Кэтрин Грейни. На кафедре государствоведения накоплен огромный опыт преподавания политологических дисциплин, который, мне кажется, должен быть небезынтересен для Казанского университета. Я бы выделил несколько черт, отличающих работу моих американских коллег. Во-первых, на отделении царит атмосфера творчества (кстати, лозунг колледжа «Творческая мысль значима»), которая проявляется в креативных лекциях, семинарах с активным участием студентов, написании воистину творческих студенческие эссе, интересных и необычных курсах, например, таких, как «От Чингисхана до Горбачева: власть и политика в российской истории», «Политическая мысль диссидентов», «США ведут себя неправильно в мире: взгляды из Индии и Вашингтона». Во-вторых, на занятиях профессоров колледжа, которые я посетил во время стажировки, существует тесный контакт преподавателя со студентом (этому способствует, в частности, небольшое число студентов в группе – в среднем 17 чел.), сами лекции проходят в форме диалога, и студенты часто обращаются с вопросами к преподавателю. При этом я обратил внимание на высокие требования, которые предъявляются к студентам, и строгую оценку их знаний. Ну, и студенты, в свою очередь, требуют от преподавателя высокого профессионализма. Так, в конце семестра студенты анонимно заполняют специальную оценочную форму, где отзываются о преподавании, его качестве и пр. В-третьих, профессора отделения государствоведения активно применяют нетрадиционные методики преподавания – мультимедиа, игровые формы проведения семинарских занятий (так называемые «симуляции»), демонстрируют документальные фильмы и сатирическое шоу. В Колледже Скидмор наблюдается плюрализм в преподавании: здесь можно послушать традиционную устную лекцию и лекцию в формате мультимедийной презентации, серьезную лекцию и лекцию, где есть место шуткам. Любопытно, что требования разных преподавателей к изучению курсов и поведению студентов не одинаковы: например, одни преподаватели разрешают лаптопы на занятиях, а другие – запрещают (дабы студенты не сидели в Интернете). В-четвертых, как человеку, который работает на стыке политологии и юриспруденции, мне особо импонирует междисциплинарность, широта «охвата» проблем и «незашоренность» профессоров узкими рамками своей дисциплины. Так, преподаватели-политологи колледжа прекрасно разбираются в экономике, финансах, праве, истории и других областях. Для студентов-политологов, например, читается курс «Введение в сравнительную и международную политику» (в России обычно эти две дисциплины четко разделяются). В-пятых, посещая занятия и общаясь с преподавателями колледжа, я обратил внимание на их постоянное стремление сочетать теорию с анализом текущей политики и политической практикой. Так, в начале лекции преподаватели реагируют на актуальные политические события, для игровых занятий выбираются темы, которые в настоящий момент дебатируются: например, занятие профессора Пэт Феррайоли по курсу «Введение в американскую государственную систему» было организовано в форме обсуждения в конгрессе США проекта билля об использовании GPS устройств для слежения за передвижением транспортных средств подозреваемых в преступной деятельности лиц и о соблюдении индивидуального права на тайну передвижения. В заключении хотел бы выразить огромную благодарность Казанскому университету за возможность пройти стажировку в США, а также Отделению государствоведения Колледжа Скидмор и лично профессору Кэтрин Грейни за гостеприимство, доброе ко мне отношение и прекрасные условия для работы. Об этих и других моих впечатлениях от пребывания в США читайте на английском языке в Информационном бюллетене Отделения государствоведения Колледжа Скидмор по адресу http://www.skidmore.edu/flip-books/government/s12/#/8/
Мидхат Хабибович Фарукшин:
За этот короткий срок стажировки (одна неделя) мне удалось перелопатить кучу книг и массу статей по теме проекта и смежным политологическим проблемам. Институт межправительственных отношений при Королевском университете в Кингстоне небольшой по числу сотрудников, занимает всего несколько комнат, но исключительно плодовитый, что создало ему славу мирового центра исследований федерализма. Там работает пользующийся международной известностью как крупнейший эксперт в области федерализма профессор Рональд Уоттсон. Я имел с ним две встречи и продолжительные беседы по теме моего проекта и по вопросам федерализма вообще. Профессор подарил мне последнее издание своей монографии, фундаментального исследования по сравнительному федерализму (“Comparing Federal Systems”).
Огромное впечатление на меня произвела богатейшая библиотека Королевского университета, ее полностью компьютеризированная система. Занимался я и в так называемой малой библиотеке (small library) Института. Благодаря электронным ресурсам и конспектированию я набрал столько материала, что его хватит на реализацию трех проектов. Один из выводов, который я сделал, заключается не только в признании слабой оснащенности научной библиотеки нашего университета (большинство книг по политологии проходит мимо нее), но и в том, что мы плохо используем имеющиеся в библиотеке ресурсы. Например, в библиотеке любого западного университета Вы можете сидеть за компьютером в любом месте и иметь доступ к книгам и журналам через электронные ресурсы (это называется доступом off-camp). В нашей же научной библиотеке обслуживание читателей организовано так, что электронные ресурсы, на которые она подписывается, доступны только с компьютеров университета. Но почему они недоступны, если занимаешься дома и в любое время суток? Почему обязательно нужно идти именно в отведенные часы в библиотеку, занимать там место, да еще платить за пользование этими ресурсами, хотя во всем мире занятия в библиотеках бесплатны. Думаю, ректорату университета и дирекции библиотеки нужно изменить существующий порядок и взять за образец организацию этого дела в любом западном университете и его библиотеке.