19 сентября 2014
Рудольф Гримм: "В лабораториях должны заниматься наукой, а не политикой"

В лаборатории оптики и практикума по ядерной физике Института физики КФУ проходит учебную практику группа студентов из Инсбрукского университета. Научным руководителем группы является профессор Института экспериментальной физики Инсбрукского университета (Австрия), член Международного научного совета КФУ Рудольф Гримм.

Лауреат премии Виттгенштейна (эта премия вручается Федеральным министерством науки и исследований Австрии исследователям, возраст которых не превышает 50 лет, и предполагает пятилетнее финансирование исследовательских проектов на сумму до 1,5 млн евро), автор многочисленных научных статей  Рудольф Гримм давно является авторитетом в области исследования ультраохлажденных квантовых газов. Так, в 2002 году не без его участия физики впервые получили Бозе-Эйнштейновский конденсат из атомов цезия и конденсат Ферми-частиц. В настоящее время на основе ультрахолодных квантовых газов физики способны получить и более сложные системы, изучать их необычные свойства. Однако разговор журналиста пресс-центра с ученым получился не только о науке.

Мы встретились с профессором на "сковородке": он, ожидая меня, читал книгу.

 - Мне нравится русская классика, - ответил профессор на мой немой вопрос. - И я предпочитаю читать ее в подлиннике.

- Вы так хорошо знаете русский язык?

- Не так хорошо, как хотелось бы. Но два года назад, когда я приехал в Россию после двадцатилетнего перерыва, мне было гораздо сложнее общаться с коллегами. Пытаюсь наверстывать упущенное и усиленно занимаюсь. Так что, надеюсь, в следующий мой визит я смогу уже бегло говорить по-русски.

- Почему это так важно для вас?

- Причин тут несколько. Во-первых, у меня русская жена. Мы познакомились, когда я в 1989 году впервые приехал в Советский Союз, и ее назначили мне переводчицей. Во-вторых, у нас трое детей, которым интересно изучать язык своих родных. В-третьих, мне приятно общаться с коллегами на том языке, на котором донести свою мысль до собеседника проще. Если нужно - я скажу на английском, немецком или русском.

- С чем и с кем вы приехали этой осенью в Казань?

- Я приехал вместе с восьмью студентами-физиками третьего курса из Инсбрукского университета. В течение двух недель будем проводить исследования по фундаментальным явлениям физики, уделяя особое внимание оптике.

- Почему для прохождения научной практики вы выбрали Казанский университет?

- Это продолжение совместного образовательного проекта между КФУ и Инсбрукским университетом, одно из направлений которого - обмен студентами всех ступеней обучения. В прошлом году из Инсбрука уже приезжали в Казань 13 студентов. Они, вернувшись домой, так интересно рассказывали о жизни в Деревне Универсиады, о возможностях проведения исследований в Институте физики, о вашем городе, что сумели заинтересовать и других.

- И с каким настроением едут ваши студенты в Казань?

- Проблема в том, что Россию они знают только по телевизору и новостям в Интернете, а мы знаем, что это не всегда оказывается правдой. Поэтому по их сложившемуся мнению, в Россию ехать опасно. Но когда ребята оказались здесь, увидели город, побывали в университете, познакомились с ровесниками, то, честное слово, очень удивились!

Один из студентов даже сказал: "Я был в Лондоне - там очень грязно. А в Казани чисто, и хочется просто гулять по улицам". И это хорошо! Нам важно показать иностранным студентам, что жить здесь спокойно и учиться в университете очень интересно, чтобы сюда хотели приезжать учиться!


- В прошлом году вы делились своими планами. В числе намеченных целей значилось и создание совместной магистерской программы. На какой стадии находится реализация этого проекта?

- Ректору Инсбрукского университета очень понравилась эта идея. " Это прекрасная возможность для наших студентов получать сразу два диплома - КФУ и университета Инсбрука", - сказал он. И у нас уже есть несколько человек, готовых приехать в Казанский университет на учебу. Однако это не произойдет быстро, как нам хотелось бы. Мешают и бюрократические процедуры -  но ничего невозможного нет, и все решаемо. Так что шаг за шагом мы сдвинем это дело с мертвой точки. Москва тоже не сразу строилась, ведь так?

- Значит, в университете Инсбрука готовы принять наших магистров на обучение?

- Да, договоренность на это есть. Я имел возможность работать с вашими студентами и убедился, что уровень ваших студентов достаточно ... (тут профессор немного замялся, подбирая нужное слово) высокий. 

 - Вы сделали такую паузу, что я невольно испугалась, что вы скажете "низкий".

- К сожалению, уровень университетского образования падает везде: и в России, и в Австрии. Это становится мировой проблемой. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, опубликовавшей отчет по поводу развития образования в мире, лишь каждый четвертый выпускник университета в Англии имеет высокий уровень грамотности и письма. Так что я лишь подчеркнул высокий уровень ваших студентов по сравнению с другими.

- У вас есть объяснение тому, почему в современном мире с ростом доступности знаний резко падает уровень образования? Ведь в наши дни учиться не проблема - стоит зайти в Интернет, как можно получить любую информацию лишь за пару щелчков мышки.

- Вот вы сами и ответили на свой вопрос - если знания доступны по щелчку мыши, зачем их хранить в голове, если гораздо проще добывать их по мере необходимости из Интернета? Может быть, я стал старым, но 30 лет назад я как студент знал гораздо больше, чем нынешнее поколение студиозусов.

- А что вы скажете о совместных научных проектах?

- Сейчас мы с Дмитрием Альбертовичем (заместитель директора по образовательной деятельности Института физики КФУ Дмитрий Альбертович Таюрский выступает куратором этого проекта) как раз задумались над общей научной темой в квантовой физике. Сейчас очень важно наладить связи между нашими университетами.

-  А вас не пугают санкции, которые предъявляют в ЕС к России?

- Пугают, да. Вмешательство политики  очень опасно для науки. В лаборатории должны заниматься наукой, а не политикой.

Мне посчастливилось работать в 1989 году в Институте спектроскопии АН. Это очень знаменитый институт - именно здесь впервые занялись лазерным охлаждением. Я работал под руководством известного физика - Владилена Степановича Летохова (советский и российский физик-теоретик, пионер лазерной физики и классик лазерного охлаждения). Это была эпоха расцвета советской физики. Практически в любом направлении, которое сейчас активно, Летохов сделал что-то, что определило его развитие. И мне очень приятно вспоминать о тех годах и той совместной работе.

А потом случился развал Советского Союза,  всей системы.  Мои друзья из России разъехались по всему миру - одни в Австралию, другие в Англию. И я понимаю, что Россия потеряла много умов из-за вмешательства политики, изменившей судьбу многих. Поэтому и сейчас, несмотря на все политические акции  и санкции, важно, чтобы ученые совместно работали, решали задачи в рамках не отдельно взятых стран и регионов, а мирового масштаба.

- И каков план ваших дальнейших действий?

- Мы будем продолжать работу по развитию совместного обучения, есть планы на науку. Я планирую приехать в апреле-мае, чтобы подольше поработать в Институте физики совместно с вашими учеными. Так что впереди нас ждут только новые темы исследований и, как результат, опубликованные статьи в журналах.


Источник информации: Пресс-центр, Галина Хасанова
Комментарии
физик 2 fizikу 20.09.14, 14:09
+5 
Вероятно потому, что образование - это не информация, а определенная культура.
fizik 19.09.14, 12:21
+5 
" У вас есть объяснение тому, почему в современном мире с ростом доступности знаний резко падает уровень образования? Ведь в наши дни учиться не проблема - стоит зайти в Интернет, как можно получить любую информацию лишь за пару щелчков мышки." В учебе главное не "получить любую информацию", а достигнуть ПОНИМАНИЯ. Ни скоростью, ни количеством щелчков мышкой этого не получишь. Другие внутренние степени свободы должны быть задействованы.
читатель 19.09.14, 10:47
+9 
все так правильно и хорошо сказано!!!