28 мая 2012
Как поспеть в ногу со временем

Одной из важных особенностей современного образования является его непрерывное технологическое совершенствование и обновление. Современные образовательные практики могут быть достаточно эффективными лишь при условии их соответствия, а в идеале – опережения среднего уровня развития существующих социально-гуманитарных и информационно-коммуникационных технологий, для того чтобы уже с юных лет каждый человек мог стать полноценным членом постиндустриального информационного общества. Не понимать этого, значит безоговорочно отстать от требований, предъявляемых сегодня к школе и к вузу. На практике это означает необходимость постоянного повышения и школьными, и вузовскими педагогами своей профессионально-педагогической квалификации в этой области. Только вот делать это один раз в пять лет, как традиционно принято, явно недостаточно. Ведь педагогические новшества появляются непрерывно, значит отслеживать и изучать их надо тоже постоянно.

Для этих целей в Институте филологии и искусств кафедрой теории и технологий гуманитарно-художественного образования в этом учебном году был организован постоянно действующий методологический семинар для преподавателей всех отделений института по проблемам теории и методики обучения филологическим дисциплинам и искусствам. На его заседаниях выступают ведущие специалисты ИФИ в области педагогики и методики, обсуждаются современные концепции и технологии гуманитарного образования, проводятся мастер-классы, организационно-деловые игры и т.п. Участники семинара знакомятся с новейшими практиками обучения филологическим дисциплинам и искусствам, учатся применять их в своей деятельности.

Так, если в феврале этого года на семинаре бурно обсуждались актуальные проблемы обучения татарскому языку, то уже в марте гость семинара кандидат педагогических наук, учитель высшей квалификационной категории лицея-интерната №7 г. Казани Т.В. Ахматова представила собравшимся стратегию «Cooperative learning». Это успешная стратегия обучения в рамках сингапурской методики обучения языковым предметам, в которой небольшие группы, каждая из которых состоит из учащихся разных уровней знания, используют различные формы обучения для улучшения понимания ими предмета. Поэтому все участники семинара были разбиты на группы и вовлечены в интерактивную деятельность, активно и с интересом выполняя творческие задания, предложенные ведущей, что позволило им проверить и усовершенствовать свои коммуникативные и социальные навыки, улучшить межличностные отношения, что очень важно при овладении языком.

На апрельском семинаре, посвященном педагогическому дизайну компетентности специалиста в условиях инновационной образовательной среды университета, заведующая кафедрой иностранного языка Д.Р. Сабирова затронула проблемы обучения интонации как компоненту речевой произносительной культуры педагога, реализации педагогического потенциала невербальных средств коммуникации в подготовке компетентного специалиста, использования «ценностных капсул» для формирования у студентов-филологов социокультурной компетенции. В практической части занятия слушатели семинара приняли участие в выполнения задания с использованием приема «Синквейн», как одной из форм обнаружения смысла собственной педагогической деятельности, а также обсудили 11 категорий жестового поведения педагога и способы его вербального общения.

25 мая 2012 г. на отделении искусств состоялся очередной методологический семинар на тему «Интерактивные технологии в художественном образовании». Он включал в себя мастер-классы по компьютерной графике, арт-технологиям, творческие занятия со студенческими коллективами по дисциплинам «Хоровой класс и практическая работа с хором» и «Народный танец».

Так, на мастер-классе заведующего кафедрой изобразительного искусства и дизайна Р.Ф.Салахова были проанализированы огромные возможности компьютерной графики в преподавании таких дисциплин, как графический дизайн, видео-фото-дизайн, веб-дизайн, инфографика, дизайн костюма, проектирование интерьера. Студенты отделения продемонстрировали созданные с помощью компьютерной графики анимационные ролики, эскизные проекты коллекций костюмов, спортивной одежды к Универсиаде, дизайн-проекты реновации памятников татарского зодчества: усадьбы Муллина, дома Бакирова в селе Б.Мингеры РТ, соборной мечети деревни Маскара Кукморского муниципального района РТ. Мастер-класс доцента теории искусств и мировой художественной культуры Ю.Л.Блиновой познакомил присутствующих с условиями, видами и формами реализации арт-технологий в образовательном пространстве вуза и школы, с современными проективными методиками «То, чем я живу», «Рука мешающая – рука помогающая», «Кошка и цветок» и т.п.

На творческих занятиях со студенческими коллективами доцент кафедры музыкального искусства Е.А. Дыганова на примере хоровой миниатюры В.Шебалина и А.Пушкина «Зимняя дорога» последовательно раскрыла этапы работы над созданием художественного образа в хоровом произведении, а заведующая кафедрой хореографического искусства, доцент Ч.Р. Закирова осветила традиционные и инновационные технологии, используемые в педагогике танца. Никто из участников не смог остаться равнодушным.

По мнению слушателей семинара за короткий срок им удалось значительно расширить свой педагогический кругозор, овладеть новыми методическими приемами, способными принести ощутимую пользу в преподавательской практике. В дальнейшем планируется приглашение для участия в семинаре ведущих специалистов в области филологического и художественного образования не только Республики Татарстан, но и Российской Федерации. Думается, что только таким образом нам, преподавателям гуманитарных дисциплин и искусств удастся решить одну из своих главных профессиональных задач – поспеть в ногу со стремительно бегущим временем и соответствовать лучшим стандартам современного образования.

Лилия Сафиуллина, доцент кафедры теории искусств и мировой художественной культуры