15 апреля 2014
Ильшат Гафуров: "Подготовка педагогических кадров в регионе – социальная миссия КФУ"

Сегодня, 15 апреля, в КФУ состоялось очередное заседание Координационного совета по педагогическому образованию.

В мероприятии приняли участие  министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов, ректор КФУ Ильшат Гафуров и другие члены совета - представители Минобрнауки РТ, Казанского федерального университета и Института развития образования РТ.
Напомним, совет  был создан в конце 2012 года и призван обеспечивать стратегическое руководство процессом модернизации педагогического образования в республике, согласовывать деятельность КФУ и образовательных организаций, находящихся в ведении республики и осуществляющих подготовку педагогических кадров для системы образования.
Первым взял слово Энгель Фаттахов. Он призвал участников мероприятия активно использовать потенциал совета и решать "вопрос подготовки соответствующего меняющейся обстановке учителя". Рассказал министр и о системе подготовки педагогических кадров в РТ. "Наша республика вполне самодостаточна, - подчеркнул он, - подготовкой педагогов занимаются десять колледжей, Казанский федеральный университет, входящий в его состав Елабужский институт, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов".
Энгель Навапович обозначил  главную проблему педагогического  образования, которая требует своего немедленного решения. По его информации, только 40 процентов выпускников  обозначенных выше учебных заведений  "доходят до школ", а в процессе работы половина из них увольняется. Причины этой негативной тенденции министр видит в нежелании выпускников возвращаться в сельские районы. Кроме того, их слабая подготовка в области информационных технологий, незнание постоянно меняющихся требований к учителю также затрудняют работу.
Выход из этой ситуации, по мнению Фаттахова, есть. Необходимо разработать унифицированные стандарты по педагогическому образованию, а педагогическая практика студентов должна быть непрерывной и начинаться с первого курса. Образовательные программы также требуют пересмотра.
Ответственно в Татарстане подходят к повышению квалификации педагогических кадров. Министр сообщил, что более 15 тысяч учителей повысят свою квалификацию в 2014 году. Фаттахов недоволен только одной из площадок реализации этой работы - Институтом развития образования РТ. Рассказал министр и об одной из самых ярких инициатив, реализуемых в республике, - проекте "Учитель будущего", по которому гранты получают магистры КФУ (по программе педагог в системе среднего общего полного образования).

Следующим выступил Ильшат Гафуров. Он особо отметил, что "подготовка педагогических кадров в регионе  - социальная миссия КФУ". "У нас  обучаются более 6 тысяч будущих  учителей, - сообщил ректор.-  В 2013 году наш университет занял четвертое место в стране по качеству психолого-педагогического образования". Ректор рассказал, что созданная Казанским университетом модель подготовки педагогов уже перенимается другими федеральными университетами. Для повышения качества образования, по мнению Ильшата Рафкатовича, необходимо изменить его структуру и модернизировать технологии.
"У нас не идет внедрение  системы новых знаний, а только трансляция тех знаний, которыми обладает педагог", - заметил ректор. Позитивным фактором, по его мнению, является наличие школ для одаренных детей, "они дают возможность опробовать эффективность новых педагогических методов". Взаимосвязь и преемственность всех уровней должны быть важнейшими требованиями педагогического образования.Приволжский центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, функционирующий на базе КФУ, по информации ректора, позволяет создать систему непрерывного образования в университете.
Прокомментировал ректор и обозначенные министром проблемы. "Закрепление специалистов в сельских местностях должно быть аналогичным проводимым мерам в системе здравоохранения, - высказал он свою точку зрения. - Главное - обеспечить учителей жильем". Оценивая работу университета в области педагогического образования, Ильшат Гафуров высказался так: "Мы не стагнированы, мы движемся, но чем быстрее движение, тем больше возникает вопросов".

Свои предложения по улучшению качества подготовки учителей высказала заведующая кафедрой общей  и социальной педагогики КФУ профессор Роза Валеева. По ее мнению, педагогику и психологию студентам необходимо читать на протяжении всех пяти курсов обучения, а практика должна начинаться у ребят с первого года учебы, невыполнение этих условий ведет к тому, что "выпускники не могут организовать работу с детьми эффективно".
Разработка собственных унифицированных стандартов образования, образовательных программ для всех профилей, единое соотношение аудиторных и самостоятельных часов работы студентов, введение в программу аттестации выпускников психолого-педагогических дисциплин -  вот те меры, которые, по мнению ученой, будут способствовать улучшению педагогического образования.
Развернувшееся после  представленных докладов активное обсуждение позволяет надеяться на то, что в ближайшее время высказанные рекомендации будут реализованы.

Источник информации: Наталья Дорошкевич, фото Инны Басыровой, Пресс-центр