03 ноября 2011
Борис Соломонов: "Сейчас мы имеем достойное лицо"

Продолжаем публикацию материалов нашей новой рубрики «Мы устраиваем наш общий дом – КФУ». Она привлекла внимание читателей, это ощущается и по предложениям рассказать не только о новых структурных подразделениях, но и о том, какие новые лаборатории появились в университете, как в техническом плане переоснащаются имеющиеся. Первым на нашу просьбу познакомить с новациями откликнулся заведующий кафедрой физической химии Химического института имени А.М.Бутлерова доктор химических наук, профессор Борис Николаевич Соломонов.

 

Борис Соломонов: «Сейчас мы имеем достойное лицо»

К 1 сентября, началу нового учебного года, на кафедре физической химии Химического института им. А.М.Бутлерова были подготовлены новые практикумы для студентов, целиком переоснастили и научные лаборатории. На кафедре произошел настоящий переворот в техническом оснащении. Этому предшествовали два месяца напряженных ремонтных работ. И все это стало возможно благодаря Программе развития Казанского федерального университета.

О кафедре

«Пусть расцветают сто цветов!» – таков девиз профессора Бориса Николаевича Соломонова. Кафедра для него не просто административно-структурная составляющая вуза. Кафедра – это совокупность различных лабораторий. Здесь проводятся фундаментальные исследования в области супрамолеркулярной химии, электрохимии, биофизической химии, термодинамики межмолекулярного взаимодействия и химии высоких давлений. Большие работы проводятся и по созданию катализаторов, внедряемых на Нижнекамснефтехиме. «Ничего старого в новый дом не берем! С таким решением мы приступили к переоснащению, – рассказывает Борис Николаевич. – Еще год назад у нас были две учебные лаборатории, где велись практические работы с морально устаревшим оборудованием. Представьте, они существовали еще в мои студенческие годы! В рамках Программы развития было закуплено новое оборудование, и мы полностью заменили весь практикум по физической химии для студентов химического, биологического и геологического факультетов. Лицом кафедры – как учебного учреждения – является практикум для студентов. Так вот, сейчас, как мне кажется, мы имеем достойное лицо!»

О поставках

Америка, Швейцария, Германия, Япония, Швеция – из этих стран шли поставки на кафедру физической химии КФУ. «О таком два-три года назад мы и мечтать не могли», – говорит счастливый заведующий кафедрой. Сейчас большая часть оборудования уже запущена. Идет процесс отладки, обучения, поскольку все оборудование принципиально новое и требуется время, чтобы научиться на нем работать. Так, появились калориметр, который измеряет с высочайшей точностью тепловые эффекты самых разных процессов (биологические, химические), хроматограф – мощнейший аналитический прибор, а также каталитические установки, на которых уже получены новые катализаторы.

О новых подходах

Борис Соломонов: «Очень важный момент, что мы получили оборудование новое, и очевидно, что научные исследования будут подняты на совершенно новый уровень. Будет меняться сама философия образования. И сейчас значительное внимание мы уделяем перестройке учебного процесса. Руководство университета нацеливает нас на создание учебных бакалаврских программ, уровень которых не уступает европейским. У нас много достойных преподавателей и сотрудников, которым это по плечу. Наша кафедра сделала определенный шаг в направлении тех задач, которые перед нами ставит руководство. Надеюсь, что в ближайшее время учебный процесс серьезно изменится. Новое учебное оборудование способствуют возникновению новых педагогических приемов.

О возрождении

Борис Соломонов: «Хотел отметить очень важный психологический фактор. Приятно приходить в ухоженные лаборатории? Да! Приятно вести свои научные наблюдения с помощью многочисленных современнейших приборов? Да! Я заметил, что студенты, преподаватели относятся к переоборудованным помещениям по-другому, с трепетом. Все новое, чистое, модерновое. В этом и есть революционная суть Программы развития Казанского федерального университета. По моему мнению, она призвана психологически возродить науку и образование. Программа развития – это не только новые приборы, это иная атмосфера в нашей работе.