21 июля 2014
Отцы "отцов"

20 июля в "Российской газете" был опубликован материал, посвященный отцам "отцов народа". Авторы статьи задумались о том, что немногим известно о том, какими были семьи советских политических лидеров. В частности, речь зашла и о семье Владимира Ильича Ленина.  

Настоящая фамилия Ильи Николаевича - Ульянин. Его отец - Николай Васильевич  (1770-1838) - астраханский мещанин, работавший портным-ремесленником, изменил свою фамилию с Ульянина на Ульянова. Но когда родился Илья, у отца была еще настоящая фамилия. 

Родился Илья в Астрахани в июле 1831 года. Он плохо помнил своего отца: Илья появился на свет, когда Николаю Васильевичу было уже 60 лет. Через 7 лет отец умер. Семья жила довольно скромно, а после смерти отца вообще чуть не впала в нищету. Тем не менее, в июле 1850 года Илья окончил Астраханскую гимназию. Учился хорошо, но круглым отличником не был.

После получения среднего образования Илья поступил и окончил Казанский университет. Причем, своим высшим образованием, как он сам неоднократно подчеркивал, всецело был обязан старшему брату Василию Николаевичу. Тот тоже очень хотел учиться, но после смерти отца кому-то надо было взять на себя заботы о матери, двух сестрах и маленьком брате. Василий поступил на службу в частную контору и оставил мечты об образовании. Но он решил, что, если самому ему учиться не пришлось, он даст образование брату. В 1854 году Илья Николаевич окончил Казанский университет, получив степень кандидата математических наук, и в мае 1855 года был назначен старшим преподавателем физики и математики в высшие классы Пензенского дворянского института. Это назначение было подписано знаменитым математиком Лобачевским, бывшим в то время помощником попечителя Казанского учебного округа.

В Пензе же Илья Николаевич, которому было 32 года, познакомился со своей будущей женой, Марией Александровной Бланк (ей было 28). Мария Александровна была дочерью врача, мещанина по происхождению, человека сильного и самостоятельного. Мария Александровна была довольно миловидной девушкой - с правильными чертами лица, выразительными глазами, приветливым и спокойным выражением лица. Илья Николаевич и Мария Александровна поженились летом 1863 года. В Пензе Илья Николаевич прожил 8 лет, после чего уже вместе с супругой перебрался в Нижний Новгород, где получил место старшего учителя физики и математики местной мужской гимназии. "Помню нашу казенную квартиру в коридоре здания гимназии из четырех в ряд идущих комнат, причем, лучшей была наша детская; помню кабинет отца с физическими приборами, а также и то, что одной из любимых наших игрушек был магнит и натертая сукном палочка сургуча, на которую мы поднимали мелкие бумажки, - писала в воспоминаниях старшая сестра Ленина Анна Ульянова-Елизарова. - Помню зимние вечера, игру матери на фортепиано, которую я любила слушать, сидя на полу подле ее юбки, и ее постоянное общество, ее участие в наших играх, прогулках, во всей нашей жизни. С тех пор, как я начинаю себя помнить, у нас была одна прислуга, находившаяся больше на кухне, а мы бывали с матерью. Нянек у нас, двоих старших, я не помню?".

В Нижнем Новгороде Ульяновы прожили шесть лет. Гимназисты уважали и любили Илью Николаевича за то, что он просто и доступно мог рассказывать о сложных явлениях физики и математики. Судя по воспоминаниям учеников, их учитель был добрым человеком. Он никогда не наказывал учеников и не выносил сор из своего класса. Сохранились и воспоминания о внешности отца Ленина: это был небольшого роста худощавый человек с лысинкой, с карими глазами. 

Осенью 1869 года Илья Николаевич получил место инспектора народных училищ Симбирской губернии. Семья (Мария Александровна и двое детей - Анна и Александр) восприняла переезд тяжело, ведь Нижний Новгород был довольно развитым городом в отличие от Симбирска (ныне Ульяновск). Дворянство там жило само по себе, чиновничество тоже. Мария Александровна не нашла себе в Симбирске особых подруг и все время отдавала воспитанию детей. В это время Илья Николаевич разъезжал по губернии, знакомился с состоянием школ, а потом доказывал местным чиновникам, что большинство школ и училищ существуют лишь на бумаге. 

И чиновники прислушивались к инспектору. Поэтому у него было довольно много полномочий: он наводил порядок в уже существующих школах, обеспечивая их средствами, опытными преподавателями, открывал новые школы, изыскивая средства для их существования. Он также организовал при местном городском училище педагогические курсы для подготовки учителей, которых очень не хватало в губернии. "В одно и то же время Ульянов был просветителем целой губернии, строителем сельских школ, вечным просителем, назойливо вымаливавшим у земства лишний грош на школы, единственным руководителем педагогических курсов, им же заведенных при городском приходском училище, - вспоминал член Симбирского уездного училищного совета В. Назарьев. - "Он в течение многих лет безропотно скакал, голодал, рисковал жизнью и здоровьем; по целым месяцам не видел своей семьи; распинался на земских собраниях, вымаливая прибавки; по нескольку часов подряд надрывался на сельских сходах...; возился с плутами-подрядчиками; угрожал разжиревшим волостным старшинам какими-то крайними мерами, выслушивая одни никогда не исполнявшиеся обещания?". За три года службы Илья Николаевич построил 10 новых училищ, организовал 45 сельских школ, подготовил 15 учителей, отлично знавших свое дело. 

В 1874 году Илья Николаевич занял должность директора народных училищ. В сохранившихся воспоминаниях можно найти, что он был довольно либеральным руководителем: у него всегда можно было спросить совета, он охотно помогал молодым учителям в постановке школьного дела. "Система его была такая: чтоб мы, учителя, всегда работали со всем классом, а не с одиночками, чтоб у нас никогда не выпадал класс при ответе одного, чтоб мы умели держать внимание всего класса, - вспоминал учитель Волков. - Большой упор делал Илья Николаевич на наглядные пособия, на демонстрацию опытов, на то, чтоб каждому ученику дать свою долю участия в общем занятии, а тогда ведь это все были идеи новые и необычные. Ново было и отношение к ребенку. Илья Николаевич учил нас ближе подходить к ученику, знать его не только в школе, но и в семье". 

Любопытный факт: знаменитая картавость Ленина передалась ему от отца. В воспоминаньях Крупской есть рассказ некоего ученика Зайцева: "Я написал: "Сегодня, в 9 часов утра, во время урока математики, пришел к нам г. директор, Илья Николаевич. Вызвали меня к классной доске и задали задачу, в которой несколько раз повторялось слово "гривенник". Я записал задачу, прочитал ее и стал планировать ход решения. Г. директор, Илья Николаевич, задал мне наводящие вопросы, и тут я заметил, что Илья Николаевич чуточку картавил и слово "гривенник" выговаривал "ггивенник". Это врезалось мне в голову и заставило думать: "Я ученик, и то умею правильно произносить звук "р", а он директор, такой большой и ученый человек, не умеет произносить звук "р", а говорит "гг".

Далее я писал о кое-какой мелочи и на этом кончил сочинение. Дежурный собрал тетради и сдал учителю В. А. Калашникову. Через два дня, после обеда, на уроке должно было быть изложение прочитанной статьи. Нам роздали наши тетради. Все бросились смотреть отметки...

Учитель Калашников умышленно оставил мою тетрадь у себя. Потом, швырнув мне тетрадь в лицо, с возмущением сказал: "Свинья!"

Я взял тетрадь, раскрыл ее и увидел, что мое сочинение перечеркнуто красным крестом, а в конце его стоит отметка "О" - ноль. Потом подпись. Я чуть не заплакал. Слезы выступили из глаз...

Во время письменной работы в класс вошел Илья Николаевич. Поздоровались и продолжали работу. Илья Николаевич ходил между партами, кое-где останавливался, наблюдая за работой. Дошел и до меня. Увидел на моем прошлом сочинении красный косой Крест и отметку ноль, положил одну руку мне на плечо, другой - взял мою тетрадь, стал читать. Читает и улыбается. Потом подозвал учителя, спросил: "За что Вы, Василий Андреевич, наградили этого мальчика орденом красного креста и огромнейшей картошкой? Сочинение написано грамматически правильно, последовательно, и нет здесь ничего выдуманного, искусственного. Главное - написано искренно и вполне соответствует данной Вами теме".

Учитель замялся, сказал, что в моем сочинении есть места, не совсем удобные для начальствующих, что будто он... Директор И. Н. Ульянов, не дав ему договорить, перебил его и сказал: "Это сочинение - одно из лучших. Читайте заданную Вами тему: "Впечатление сегодняшнего дня". Ученик написал именно то, что произвело на него наибольшее впечатление во время прошлого урока. Сочинение отличное". Потом он взял мою ручку и в конце сочинения написал: "Отлично" - и подписался: "Ульянов".

Илья Николаевич умер от кровоизлияния в мозг на 55-м году жизни. Он похоронен на кладбище Покровского монастыря г. Симбирска (Ульяновска). Всего в их семье было восемь детей. Двое умерли в младенчества. Владимир, будущий вождь мирового пролетариата, был четвертым ребенком. 

Читайте полный вариант статьи здесь

Источник информации: Российская Газета
Комментарии
Зубаков Вячеслав 22.07.14, 11:54
+1 
Спасибо за материал. Не всё ещё потеряно в нашем Отечестве - есть ещё честные и думающие люди. Коммунизм - это молодость мира!
биолог 21.07.14, 23:03
+1 
интересный материал!
comment 21.07.14, 19:40
"Отец народов" - Сталин, а Ленин - "самый человечный человек", который "живее всех живых". Подзабыл автор времена советские...