21 июля 2014
Академическая мобильность: впечатления от летней школы в Волгограде

Не сомневаюсь, что каждый житель нашей Великой Страны знает о таком замечательном городе, как Волгоград, который является многозначным местом памяти. Именно в этом городе в период с 29 июня - 4 июля 2014года проходила Первая Летняя школа Жана Моне и Третья Летняя школа Центра ЕС на Юго-Западе России совместно с Волгоградским государственным университетом «Европейский Союз: конструируя общее пространство – III. Создавая коллективную память», куда были приглашены студенты и аспиранты из разных уголков России. Ключевым моментом для всех участников явилось обсуждение темы формирования общей европейской памяти: конфликты, ресурсы, взаимоотношения и ее будущее. В связи с этим, для наиболее полного представления проблем были приглашены высококвалифицированные эксперты, как отечественные, так и иностранные, мирового уровня. Среди них профессор университета Бремена - Oliver Hinkelbein (Германия), который выступил с докладом «The Myth of the Invisible Hand – Memory, Uncertainty and Economic Securitization in Europe» и профессор Венского университета прикладных наук - Hannes Meissner, (Австрия), который представил доклад на тему «EU Policies: Business Interests, Opportunities and Risks in the Black Sea Region». В своих докладах они постарались раскрыть сущность практик «вспоминания» и «забывания», которые становятся ресурсом при формировании политики интеграции и секьюритизации Европейского Союза, более того, они затронули проблемы взаимоотношений ЕС с другими странами и способы их решения.

На мой взгляд, одной из самых интересных лекционных тем стала  «Историческая политика в посткоммунистических странах-членах ЕС и России: цели, методы, акторы, базовые сюжеты» автором которой была Хут Л.Р., профессор кафедры всеобщей истории Адыгейского государственного университета. Она подчеркнула: «…государство стремится утвердить определенные интерпретации исторических событий, которые являются  доминирующими в современном мире. Поскольку исследования памяти представляются важнейшим инструментом при междисциплинарном анализе исторических и современных процессов, связанных с переосмыслением концепции памяти и интегративным дискурсом». Кроме того, участники изучали коллективную память на примере исторических памятников всего мира, символов и т.д., и нам становилось все интереснее.

Нельзя не отметить, что каждый день Летней школы был насыщен разнообразной программой. Для студентов и аспирантов проводили не только лекции, семинары, но и познавательные экскурсии по Волгограду с посещением Мамаева Кургана, Музея-панорамы «Сталинградская битва», музея заповедника «Старая Сарепта», сохраняющего историческую память немецких культурных традиций бытия. Более того, все участники мероприятия были вовлечены в проектную деятельность, где каждая группа членов должна была представить проект, относящийся к теме Летней школы. Именно такая деятельность помогла сплотить коллектив, где каждый обрел новых и неповторимых друзей единомышленников.

Торжественное закрытие Летней школы состоялось 4 июля перед главным зданием Волгоградского Государственного университета с вручением сертификатов. Что касается результатов работы, то они будут закреплены в сборнике, включающем в себя исследование целой группы.

Признаюсь, я действительно нахожусь под впречатлением от прошедшей Летней школы, высокого уровня организации. И мне бы хотелось выразить огромную благодарность Центру Европейского Союза «VOICES» Казанского федерального университета за выпавшую возможность принять участие в Летней школе в городе Волгоград, так как посещение таких мероприятий расширяет кругозор и помогает обрести практические навыки в дипломатии, новые компетенции, обменяться опытом и приобрести новых друзей и коллег!



Источник информации: Елена Литвиненко, студентка Елабужского филиала КФУ