17 июля 2014
78% выпускников Набережночелнинского института КФУ 2013 года выпуска трудоустроены по специальности

Сейчас идет самая горячая пора для выпускников школ и абитуриентов. Нужно определиться с выбором учебного заведения, специальностью, да и с будущей профессией и жизнью в целом. Для прояснения, что же происходит на рынке труда, газета "Вечерние Челны" организовала круглый стол по вопросам взаимодействия учебных заведений и компаний, предоставляющих рабочие места.

Кто выходит из вузов и ссузов? В каких специалистах нуждаются компании? Как сделать так, чтобы выпускники максимально удовлетворяли потребностям работодателей? Это и многое другое обсудили гости, представители учебных заведений и крупных компаний города: заместитель директора по образовательной деятельности Набережночелнинского института КФУ Ринат Бикулов, директор Набережночелнинского филиала ИЭУП Татьяна Чернышева, заместитель директора по учебной работе филиала ИЭУП Татьяна Сушкова, директор экономико-строительного колледжа им. Е.Н. Батенчука Анатолий Блощинский, директор по персоналу компании "Татпроф" Александра Подкользина, а также директор Корпоративного университета KAMAZ Светлана Михеева.

Вузы учат, ссузы учат

Первым перед гостями выступил представитель Набережночелнинского института КФУ – заместитель директора по образовательной деятельности Ринат Бикулов. Он рассказал, что 78% выпускников вуза 2013 года выпуска трудоустроены по специальности:

- По информации Набережночелнинского Центра занятости видно, выпускники каких вузов стоят на рынке труда и не востребованы. На сегодняшний день среди наших выпускников на учете стоит 12 человек из прошлогоднего выпуска, который составлял 2,5 тысячи выпускников. Это порядка 0,5%.

Он отметил, что существуют и проблемы. Так, уровень образования выпускников не устраивает не только работодателей, но и самих преподавателей. В этой связи для быстрой адаптации выпускников на предприятиях Набережночелнинский институт КФУ организовал целевую контрактную подготовку с ОАО "КАМАЗ". В рамках этой подготовки студенты одновременно совмещают учебу в вузе и работу на предприятии в первой половине дня. Не каждый студент может обучаться по такой программе, высококвалифицированные специалисты ОАО "КАМАЗ" производят конкурсный отбор. Также для этих целей вуз закупил большое количество программных продуктов, применяемых на ОАО "КАМАЗ", что позволяет студентам, начиная с третьего курса окунуться в инженерную среду предприятия.

Далее слово взяла Татьяна Чернышева. Она рассказала, что в ИЭУП готовит экономистов, юристов, менеджеров, чиновников, психологов. Но основным направлением является подготовка предпринимателей:

– Подготовка людей, которые открывают свое дело, – ключевой момент, в нашем городе больше никто не готовит предпринимателей. Также именно мы первыми открыли специальность маркетинга.

Татьяна Чернышева отметила, что ИЭУП как негосударственный вуз вынужден подстраиваться под те требования, которые диктует рынок. Так, например, сейчас большой упор стал делаться на обучение логистов, причем не только в институте, но и в колледже.

Развеял атмосферу благополучия директор колледжа Анатолий Блощинский.

– Мы выживаем, – подчеркнул он и посетовал на то, что зарплаты преподавателей в колледже в два раза ниже заработка школьных учителей, а ведь значимость их ничуть не ниже.

Он рассказал, что у них государственный заказ, который определяет размер бюджетного финансирования, значительно ниже реальной потребности в кадрах в строительстве:

– Строительство – специфическая сфера. Сегодня у нас в колледже 115 бюджетных мест, а "КамГэсэнергострой", с которыми мы сотрудничаем, требует 460 человек ежегодно. Откуда мы их возьмем? Раньше у нас спектр специальностей был гораздо шире, а сейчас, к сожалению, этого нет.

Он рассказал, что если раньше в Челнах было 25 крупных организаций, которые занимались строительством, то сейчас их более 200, и ежедневно эта цифра меняется. Среди выпускников без работы не остается никто.

Компании доучивают

О необходимости в кадрах рассказала Александра Подкользина, компания "Татпроф":

– У нас, пожалуй, как и во многих других предприятиях, стоит потребность в квалифицированных инженерно-технических работниках. К сожалению, пока мы не можем позволить себе инвестиции в обучение, организуя обучающие программы  в вузах/ссузах,  как например, это делает "КАМАЗ". Мы нуждаемся в уже опытных кадрах, выпускников к нам приходит не так много. Сейчас мы планируем написать учебник, в котором хотим собрать все наработки, собранные практически  за 25 лет существования нашей компании, чтобы доучить выпускников под себя.

С ней согласилась директор ИЭУП Татьяна Чернышева – невозможно подготовить такого специалиста, который будет идеально готов для работы на производстве:

– Наша задача – научить человека учиться и мотивировать его к развитию. Если говорить о специалистах для мелких предприятий, то тут целевая подготовка вообще невозможна.

– Тут дело не только в целевом образовании, – отметил Ринат Бикулов, – а в уровне знаний, который необходимо давать студентам, чтобы они затем успешно работали на любом предприятии вне зависимости от масштаба.

С ним согласилась Светлана Михеева:

– Содержание обучения – очень важно. Шаги по наполнению программ нужным содержанием вузы и колледжи уже делают. Следующим шагом должно стать использование более современных методов обучения. Таких, которые в процессе обучения создают знания и формируют опыт. Для инженеров это могут быть проекты и командная работа.

Новое поколение

В продолжение о доучивании специалистов разговор зашел о специфичности современной молодежи, так называемом "поколении Y" ("поколение игрек"), более сложно обучаемом, но активном и амбициозном.

– Наше предприятие хорошо ощущает присутствие этого поколения, – отметила представитель компании "Татпроф". – Такая молодежь быстро устает от долгосрочных проектов, их надо уметь вовлекать в интересные программы, которые, в свою очередь, нужно делать более динамичными и  яркими. Такие специалисты жаждут успеха, внимания. И еще важный момент – их очень сложно удержать на рабочих местах. Поэтому систему подготовки такого рода  специалистов, их адаптации на рабочих местах и последующего удержания в рамках компании нужно менять под реалии настоящего времени.

Ринат Бикулов также высказал свое мнение на этот счет. Он считает, что это поколение чрезмерно опекается родителями, в виду этого они становятся менее самостоятельными.

Другое мнение высказала Светлана Михеева:

– Я считаю, что нет ничего плохого в том, что люди хотят достойно жить и иметь хорошую зарплату. Они сразу хотят вскарабкаться туда, куда раньше люди шли годами. Если есть способности, знания и результаты, почему нет. Обучение тоже подстраивается. Программы становятся короче, подаются в интересной форме, часто непосредственно в процессе работы.

Хороший руководитель – это...

Речь также шла о том, каким должен быть хороший руководитель. Пообщавшись, присутствующие пришли к выводу, что в идеале он должен иметь средне-профессиональное и высшее образование. Но тут же Александра Подкользина отметила:

– К сожалению, жизнь не дает нам столько времени для того чтобы продолжительно образовывать руководителя, сначала его обучая по специальности, затем давая дополнительные  менеджерские навыки по программам MBA.  Это идеальная ситуация. Сегодня получается так, что  менеджеры после получения непрофильного высшего образования приходят на производство и для того, чтобы оперативно войти в курс технологического процесса,  какой-то период времени последовательно проходят  все производственные операции, становясь, например, на упаковку и работая на ней 2 недели, это же тоже опыт. Конечно, руководитель в таком случае не получит базовое образование, но поймет суть.

Светлана Михеева добавила, что обучаясь рабочей профессии в процессе получения высшего образования, будущие инженеры лучше понимают инженерию и нюансы производства.

– В нашем колледже мы тоже практикуем такое образование, – подхватила Чернышева. – Так, например, если человек получает специальность "Технология и организация общественного питания", то он получает и профессию повара. Если обучается на "Гостиничный сервис" – то горничной.

Стандарт образования построен так, что, получая средне-специальное образование, студенты получают еще рабочую профессию. Имея весь комплекс знаний от и до, человек сможет стать хорошим руководителем.

Кроме того, присутствующие решили, что помимо образования важны также и личностные качества, которым можно обучиться опытным путем либо на корпоративном обучении.

Чтобы получить алмаз

После средне-специального или высшего обучения не может выйти идеальный специалист – к таким итогам пришли гости. Но это естественно, ведь требования в каждой компании индивидуальны, и, когда руководство готово браться за "огранку" пришедшего специалиста, это очень ценно.

– Наша основная задача – взять человека с базовым образованием, необходимыми знаниями и желанием работать, – объяснила Александра Подкользина. – Мы же в дальнейшем производим его "донастройку", под свои задачи. Нам сегодня очень нужны производственники, технологи, ремонтный персонал (гидравлики, электронщики, механики), менеджера по продажам, экономисты,  специалисты в области ВЭД и  логистике.  Прессовщики, упаковщики, операторы линий, наладчики КИПиА  и другие рабочие специальности – это уже само собой разумеющееся.

В завершение круглого стола гости также упомянули о среднем образовании, которое сейчас переживает не лучшие времена и выпускает не готовых к дальнейшему обучению ребят. "Нужно сдвигать профориентацию в школах" – эта фраза единогласно прозвучала с надеждой на то, что в ближайшем будущем что-то может измениться.

После окончания встречи некоторые гости не разошлись, найдя друг в друге интерес и поддержку, ведь предприятия и учебные заведения должны работать в связке. А если в этот механизм попадет еще целеустремленный выпускник, пусть и с недостатком знаний, результатом может стать хороший специалист или даже руководитель. Ведь, как оказалось, главное – не уровень образования, а стремление учиться, развиваться, расти и, конечно, работать.

Справка

Поколение Y легко приспосабливается к новым условиям, без проблем меняет место обитания и работы, способно быстро развиваться и решать несколько задач одновременно, его представители идеалистичны и позитивны.

Они не готовы мириться с рутиной, неинтересной работой, не хотят отделять работу от самореализации. Они не будут делать что-то сейчас ради будущего, откладывать на потом что-то хорошее, а сегодня терпеть лишения.

Им хочется, чтобы жить было интересно, хочется быть частью чего-то большого, достигать чего-то, расти и развиваться, менять мир вокруг себя, а не просто зарабатывать деньги. Они готовы много работать – но при условии обязательного результата.


Источник: Галия Ильдарова, Адиля Газетдинова, газета "Вечерние Челны" (выпуск №28 (921) от 16 июля, 2014г.)