09 июня 2014
В Департаменте развития образовательных ресурсов КФУ разработана новая методика обучения преподавателей работе в электронной образовательной среде

Идёт запись очередной видеолекции…..

Развитие электронного обучения составляет одну из основных тенденций развития образования во всём мире. Среди несомненных лидеров в этой области такие «киты» как Гарвардский и Стенфордский университеты, Массачусетский технологический институт, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Высшая школа экономики. У всех, наверное, на слуху, Coursera и EdX – крупнейшие проекты в области дистанционного обучения, имеющие многомиллионную аудиторию; набирает популярность российский «Универсариум». Казанский федеральный университет, готовящийся отметить в этом году своё 210-летие, старается идти «в ногу со временем». Результатом запущенного недавно «Пилотного проекта» должна стать целостная Система электронного обучения. Уже к 1 сентября 2014 г. по ряду наиболее востребованных программ бакалавриата и магистратуры предполагается обеспечить полную электронную поддержку учебных дисциплин электронными курсами.

О целях и задачах создания системы электронного обучения КФУ, о подходах к достижению целей, о возникающих проблемах и путях и решения мы беседуем с начальником Отдела организации электронного обучения Центра дистанционного обучения Департамента развития образовательных ресурсов КФУ Викторией Николаевной Устюговой.

Краткая справка: Математик и программист по образованию, преподаватель по призванию, В.Н. Устюгова много лет занимается исследованиями в области использования дистанционных образовательных технологий в учебном процессе в вузах Казани: она стояла у истоков внедрения системы управления обучением MOODLE в КГУ и ТГГПУ, ею написано 3 учебных пособия и множество статей по вопросам теории и практики электронного обучения. Виктория Николаевна является автором нескольких учебных программ по работе в MOODLE. С 2009 г. она занимается подготовкой преподавателей университета в области использования MOODLE – сначала в очной, а теперь и в дистанционной форме. По её инициативе создана система консультирования система ППС КФУ по различным аспектам разработки электронных курсов и использования их в учебном процессе; число только очных консультаций, проведённых за годы существования составляет уже около 3000.

В настоящее время становится очевидным, что среди всего многообразия форм, методов, средств электронного обучения лидирующую позицию, несомненно, занимают системы управления обучением (англ.: Learning Management Systems, LMS) – их количество уже измеряется десятками, если не сотнями. LMS MOODLE, используемая в КФУ – одна из самых популярных. Виктория Николаевна производит впечатления человека «знающего о MOODLE всё и даже больше», а главное – готового поделиться своими знаниями со всеми, для кого это представляет интерес.

– Виктория Николаевна, вопрос такой: насколько сложно освоение системы? Все мы пользуемся электронной почтой, немало времени проводим в Интернете, общаемся в социальных сетях, размещаем фото в Instagram и т.д.. Разве этих навыков недостаточно для размещения в MOODLE текстов лекций, заданий, списков литературы, вопросов к зачётам и экзаменам...?

– Этот вопрос задают мне многие. Нередко LMS понимают лишь как среду для размещения учебных материалов , как хранилище файлов. Но это далеко не так! MOODLE – это мощная комплексная система для разработки качественных интерактивных электронных курсов, которые могут использоваться как в поддержку очного обучения, так и дистанционного. Это инструмент, который не только обеспечивает обучаемым доступ к учебным материалам, но и позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории. Основой индивидуализации обучения является реализация обратной связи: контроля знаний, общения обучаемых с преподавателем и друг с другом. Частично (но лишь частично!) контроль этот можно возложить на компьютер. Элементы MOODLE – это разнообразные объекты (например, файл, ссылка, пояснение, «лекция», задание, тест, глоссарий, база данных, форум, чат, опрос, ведомость и т.д.) – их можно сравнить с блоками конструктора LEGO. Некоторые из них являются очень простыми – и в создании, и в использовании, некоторые же имеют множество свойств и вариантов использования (например, вопросы к тестам могут быть разных видов: с единственным или множественным выбором, с ответом «на соответствие», со встраиваемым (вычисляемым) ответом и т.д.; сами тесты также имеют большое число настраиваемых свойств).

Являясь довольно сложным, многофункциональным инструментом, MOODLE сама нуждается в изучении преподавателями – авторами электронных курсов. Понимание необходимости организации системы по обучению ППС работе в MOODLE лежит в основе развития системы электронного обучения в КФУ и является одним из основных направлений деятельности нашего Департамента.

– Понятно. А что, по Вашему мнению, является главным условием успешного внедрения электронного обучения в образовательный процесс (кроме, конечно, приобретения, установки и настройки MOODLE)?

– Исходя из довольно большего уже собственного опыта, из опыта коллег других федеральных вузов, могу уверенно сказать, что важнейшее значение здесь имеет обучение профессорско-преподавательского состава вуза работе в системе управления обучением. Здесь существует множество аспектов: организационных, методологических, нормативно-правовых, финансовых, материально-технических, технологических, психологических, этических, наконец… Невозможно внедрить электронное обучение в «директивном порядке» – для этого нужно создать определённые условия. Иными словами, и студенты, и преподаватели должны быть готовы к использованию новых технологий, новых методик обучения, новых организационных схем учебного процесса. Со студентами дело обстоит проще. Они сейчас чуть ли не с пелёнок уверенно общаются с компьютерами и гаджетами, уютно чувствуют себя в виртуальном пространстве. Со взрослыми – всё сложнее…

– С чего же, на ваш взгляд, следует начинать подготовку преподавателей КФУ? На какой стадии находится сейчас этот процесс и что предстоит сделать в ближайшее время?

– Мои коллеги и я считаем, что наилучшим образом научить преподавателей университета разрабатывать электронные курсы и внедрять их в свою практическую деятельность является их обучение …. при помощи дистанционного учебного курса !

– Интересно…. Расскажите, пожалуйста, о своей методике и об электронном курсе поподробнее! Что используется Вами в качестве основного «носителя» теоретического материала: текстовые файлы, презентации, видеолекции? В последнее время они становятся всё более популярными….

– На наш взгляд, выбор формы представления материала зависит от целей обучения и от тех компетенций, которые предполагается выработать у обучаемых. Например, вряд ли можно научиться плавать в пустом бассейне, без воды. Так и с MOODLE – освоить её проще всего средствами электронного курса, созданного в самой системе. Видеолекции в формате «говорящая голова» здесь будут не слишком полезны – гораздо эффективнее использовать «живые» образы экранов с голосом преподавателя за кадром.

Здесь нужно пояснить, что дистанционное обучение вовсе не означает «самообучение» или «обучение без преподавателя» – напротив, преподаватель регулярно отслеживает продвижение каждого обучаемого по его индивидуальной образовательной траектории, направляет, помогает, объясняет, советует, делает замечания – иными словами, незримо присутствует рядом с каждым «учеником». Действительно, в отличие от очного общения или от телеконференцсвязи, обучаемый здесь не видит преподавателя – за кадром звучит лишь его голос – невидимый наставник не просто рассказывает, как создаётся каждый объект MOODLE, как настраиваются его свойства, какие типичные ошибки совершают неопытные разработчики, но наглядно демонстрирует всё это в видеоролике. Просматривать их обучаемые могут сколько угодно раз. После каждого ролика – обязательное задание. Пока задание не будет выполнено, обучаемый не получит доступа к следующей «порции» материала. Последовательность заданий тщательно продумана. Так, первым заданием является подготовка материалов будущего электронного курса, их систематизация и редактирование. Таким образом, уже с первых шагов обучаемый нацелен на конечный результат – качественный электронный курс по преподаваемой им дисциплине, то есть удобный эффективный инструмент для использования в преподавательской работе.

Отмечу, что внедрение дистанционного курса позволило в несколько раз увеличить количество преподавателей КФУ, одновременно изучающих MOODLE, и, соответственно, количество разрабатываемых курсов и количество студентов, использующих электронное обучение. Так, по состоянию на 1 июля число преподавателей, обученных работе в MOODLE, уже превысило 500 человек, что больше половины общего числа заявок на обучение. Число электронных курсов, внедрённых уже в учебный процесс, превысило 1000, ещё 400 находятся сейчас в работе.


Новая методика массового обучения ППС КФУ работе в MOODLE – один из основных инструментов формирования системы открытого электронного обучения.


– Виктория Николаевна, правильно ли будет сказать, что разработанный Вами дистанционный курс по работе в MOODLE для преподавателей Казанского университета и хорошо себя зарекомендовавшая на практике методика его использования – кратчайший путь к формированию эффективной системы электронного обучения в КФУ?

– Это не совсем так. Здесь ещё существует ещё немало проблем. Во-первых, внедрение дистанционных образовательных технологий влечёт за собой реструктуризацию труда преподавателей, а значит, необходимы нормативы затрат рабочего времени на все виды деятельности, связанные с разработкой электронных курсов и их использованием в обучении – тьюторством. Необходимо разработать нормативно-правовую базу электронного (в том числе – дистанционного) обучения: пересмотреть документы, регламентирующие распределение нагрузки ППС, переработать должностные инструкции, положения о конкурсе на замещение вакантных должностей по кафедре и т.д.. Нужны регламенты, определяющие объёмы аудиторной и внеаудиторной нагрузки, регламенты, обеспечивающие возможность студентам одновременно учиться на «параллельных» направлениях. Нужно совершенствовать рычаги мотивации – как преподавателей, так и студентов. Мы с коллегами из ДРОР много занимаемся методическими вопросами электронного обучения – на нашем портале Вы найдёте не только учебно-методические пособия по этой теме, но и тексты наших докладов  на всероссийских и международных конференциях.

Формирование системы электронного обучения в университете – это комплексный процесс, соответствующий современным тенденциям развития образования во всём мире. Это – инструмент, позволяющий вузу перейти на качественно новый уровень образования, повысить свою конкурентоспособность, существенно подняться в рейтинге российских и международных университетов. Необходимым условием создания эффективной системы электронного обучения является формирование «человеческого фактора» – за счёт обучения и мотивации преподавателей, развёртывания системы информационной и методической поддержки электронного обучения.

– Виктория Николаевна, мы знаем, что 2 июня Вы отметили свой юбилей! Примите наши искренние поздравления и пожелания новых творческих успехов и большого личного счастья!

-- Спасибо!

Источник информации: Департамент развития образовательных ресурсов