04 июня 2014
Как приходят в науку?

Все люди разные. Банально, но факт. Поэтому раннее раскрытие их способностей и наклонностей не только полезно для общества, но и необходимо. Итак, как люди приходят в науку?

Семейная традиция. Приведу только несколько примеров.

А.А. Беккерель – лауреат Нобелевской премии по физике за 1903 г. Внук А.С. Беккереля – профессора, изобретателя термоэлектрического термометра (термопара), посредством которого можно измерять температуру в местах, недоступных непосредственному наблюдению. Сын А.Э. Беккереля – профессора, автора работ по изучению свойств солнечного света и электричества. Отец Ж. Беккереля – физика, члена Парижской Академии наук с 1946 г.

А.Д. Сахаров – отец советской термоядерной бомбы, академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии мира за 1975 г. Сын Д.И. Сахарова – преподавателя физики, доктора педагогических наук, автора известного задачника «Сборник задач по физике» для педагогических вузов, выдержавшего двенадцать изданий.

М.М. Лаврентьев – математик, академик АН СССР с 1981 г. Сын М.А. Лаврентьева – математика и механика, академика АН СССР с 1946 г.

С.П. Капица – физик, известный популяризатор науки, доктор наук. Сын П.Л. Капицы – физика, лауреата Нобелевской премии по физике за 1978 г.

И. Жолио-Кюри – физик, лауреат Нобелевской премии. Дочь П. Кюри и М. Склодовской-Кюри – лауреатов Нобелевских премий по физике.

И так далее…

Через научно-популярную литературу.

На меня в школе большое впечатление произвели научно-познавательные книги Д. Данина «Неизбежность странного мира» и «Резерфорд».

На книгах А. Азимова – уроженца Белоруссии, биохимика, автора около 500 книг в жанре научной фантастики и научно-популярных (в самых разных областях – от астрономии и генетики до истории и литературоведения), воспитались поколения будущих ученых во всем мире.

Я.И. Перельман – российский популяризатор физики, математики и астрономии, один из основоположников жанра научно-популярной литературы и основоположник занимательной науки, автор термина научно-фантастическое. Автор 1000 статей и заметок в различных изданиях, а также 47 научно-популярных, 40 научно-познавательных книг и 18 школьных учебников.

Здесь, правда, есть большой подводный камень. Я встречала людей, начитавшихся популярной литературы и возомнивших себя готовыми к научной работе. Они выдвигали гипотезы, создавали теории, делали открытия и обижались, что солидные журналы их не печатают, а академические институты отмахиваются. Должна предупредить молодых людей, что возникший интерес к науке необходимо подкрепить хорошим образованием и дальнейшей кропотливой работой в избранном направлении.

Школы с профессиональными уклонами и спецшколы (интернаты).

А.Л. Асеев – нынешний глава Сибирского отделения РАН, академик РАН с 2006 г. Родился в рабочем поселке железнодорожников под Улан-Удэ. Выпускник школы с физико-математическим уклоном.

А.Н. Горбань – ученый российского происхождения, живущий в Великобритании, доктор физ.-мат. наук, профессор. Основатель новых научных школ в области кинетики, теории динамических систем и нейронных сетей. Организатор десятков международных конференций. Основатель нескольких физико-математических школ для продвинутых детей. Родился в Омске. Выпускник ФМШ при Новосибирском университете 1967 года.

Г.Я. Перельман – российский математик, доказавший гипотезу Пуанкаре и отказавшийся от премии в миллион долларов за это научное достижение. Окончил 239-ю физ.-мат. школу города Ленинграда.

Среди выпускников ФМШ 18 – Школы Колмогорова СУНЦ МГУ, насчитывается 306 докторов наук и 739 кандидатов наук.

Среди выпускников Академической гимназии СПбГУ (бывшей ФМШ-интерната №45): С.Д. Шаталов – первый зам. министра финансов РФ (выпуск 1967 г.); В. Филиппов – один из основателей и директор SPb Software House – мирового лидера в мобильном ПО (выпуск 1994 г.); Г.Н. Рыкованов – директор Российского Федерального Ядерного Центра – ВНИИТФ (Снежинск), академик РАН с 2011 г. (выпуск 1971 г.); М.А. Гутенев – д.х.н., профессор (выпуск 1968 г.).

И так далее…

Я уж не говорю о хореографических училищах и школах спортивного мастерства, хотя это и не наука, но тоже творчество.

Рискну утверждать, что большинство современных академиков и докторов наук России являются выпускниками указанных школ. Поэтому современная дискуссия «Нужны ли школы с углубленным изучением…» в ущерб, естественно, другим дисциплинам – высосана из пальца. Конечно, нужны!

Надежда Князева.