04 июня 2014
Случай? Знания? Упорство?

Трудно ли предложить новую идею, что-то изобрести или открыть? Неужели это удел избранных? Что нужно, чтобы открыть принципиально новое? Случай? Знания? Упорство? Что-то еще? Как великие люди совершают великие открытия? На эту тему существует масса легенд. Со стороны кажется, что знаменитые ученые даже не особенно напрягались. Архимед расслаблялся в ванне, Ньютон зазевался под яблоней, а Менделеев, согласно легенде, вообще – сладко спал. Кстати, свою таблицу химик составил ровно 144 года назад, в первый день весны 1869 года. Вопросы интересные, и в них стоит разобраться.

Руссо и Спиноза очень приветствовали регулярные целенаправленные размышления над проблемой. Обдумывать, вертеть ее так и сяк – и, глядишь, наткнешься на решение. Какое место и какое время суток выбрать, чтобы целенаправленно размышлять о проблеме – дело вкуса и привычки.

 Например, Декарту нравилось размышлять сразу после пробуждения, лежа в постели. Конечно, знаменитые философы не отрицали «озарений» и «прозрений». Но здесь вмешивается случай, поэтому о «гарантированном» открытии говорить не приходится.

Например, Чарльз Гудир изобрел способ вулканизации резины, случайно уронив каучук, смешанный с серой, на горячую печь. Александр Флеминг открыл пенициллин в результате неаккуратности – плохо вымытой пробирки.

К сожалению, одним регулярным «думаньем» над проблемой ее не решить. Иначе все было бы просто – достаточно поощрять усилия профессиональных «думателей», чтобы через некоторое время получить «гарантированное» открытие или изобретение. А еще проще – поручить «думать» компьютеру. Он никогда не устает, ему не нужна пища, он может «размышлять» 24 часа в сутки. Верно и то, что кроме постоянного обдумывания проблемы, так же необходимы определенное нахальство и смелость опровергать авторитеты. А это уже чисто человеческие качества, связанные с повышенной энергетикой индивида, что типично для людей одаренных или увлеченных. Как известно, знаменитый изобретатель Роберт Вуд секрет так называемого «розового» золота фараонов, не разгаданного в течение ста лет, разрешил в номере гостиницы при помощи маникюрного набора жены, спиртовки и лака для ногтей.

Разработка новой идеи может идти скрупулезно и долго. Всем известен автор теории эволюции Чарльз Дарвин, проработавший над ней двадцать лет. Гораздо менее известно, что первым основы теории эволюции изложил не Дарвин, а молодой биолог Альфред Рассел Уоллес. Основные положения теории эволюции он выдвинул в течение недели и готовился их опубликовать чуть раньше Дарвина. Авторитетные британские ученые попросили Уоллеса отдать приоритет Дарвину – в виду того, что Дарвин занимался теорией эволюции раньше и дольше. И поэтому нельзя уверенно сказать, как «правильно» заниматься проблемой – надеяться на «озарение» или методично и последовательно экспериментировать. Пока остается фактом, что в мире ученых гораздо больше умеющих логически мыслить и красиво излагать, но не совершающих открытия. Науки двигают в основном одиночки. Что тут задействуется – смекалка, наблюдательность, особый склад ума и способ мышления, наподобие эдисоновского? Точно неизвестно. Другой любопытный факт – у изобретателей идеи появляются гораздо чаще, чем у простых смертных. Но интереснее всего, что открытие не обязательно совершается на фактах или результатах экспериментов, идущих вразрез с существующими научными теориями. Зачастую достаточно по-новому взглянуть и проинтерпретировать существующие положения, произвести «инвентаризацию» уже известных закономерностей. Так, Эйнштейн нашел новый «взгляд» на известные всем факты, которые в то время подгонялись под теорию Ньютона, и дал им новую интерпретацию. А ведь пример Эйнштейна дает практический способ получить новое знание – его может дать другая систематизация и интерпретация уже известного.

Есть мнение, что легче всего открытия даются детям –они мало знают об окружающем мире, и их мозг не сковывают стереотипы. Они могут придумать тысячу функций привычным вещам только оттого, что не знают их истинного назначения. Одним словом, дети более креативны. И именно им, согласно легенде во всяком случае, принадлежит изобретение подзорной трубы.

Об Иоанне Липперсгейе известно мало. Жил-был себе голландский очковый мастер в XVII веке, никого не трогал. И тут вдруг внезапно создал первый в мире телескоп.

Легенда рассказывает, что однажды он увидел своих детей, играющих с двумя линзами во дворе. Они случайно сложили стеклышки и смогли рассмотреть далекую церковную башню. Основываясь на этом принципе, Липперсгей создал свою первую подзорную трубу. Скорее всего, эта история – выдумка. Но какая красивая!

Конечно, все "случайные" открытия на самом деле неслучайны. Они – награда ученым за упорный труд, богатую фантазию или смелость экспериментов. Существует такое ироничное утверждение: "Уверенное падение яблока на голову сомневающегося Ньютона несомненно явилось следствием их обоюдной научной зрелости". Была бы научная зрелость, а яблоко найдется.

Надежда Князева.