14 апреля 2014
Инновационные формы работы на уроках истории

Ни для кого не секрет, что в связи с бурным развитием информационных технологий, облегчению доступа к любого рода информации и прочим подобным процессам, происходящим в современном мире, остро встает вопрос о целях и задачах образовательного процесса. Классическая формула «формирование знаний, умений и навыков» теперь работает лишь отчасти.

Простое транслирование информации отходит в деятельности педагога на второй план, в связи с чем необходимо формирование новых подходов к обучению. Особенно остро эта проблема стоит для преподавателей дисциплин гуманитарного цикла, поскольку педагогу сегодня необходимо что-то противопоставлять безграничному морю информации, присутствующей в глобальных сетях. В чем же должны заключаться эти новые подходы к обучению? В чем, на сегодняшний день видится роль учителя?

Обратимся к рассмотрению данных вопросов в рамках школьного исторического образования.

В настоящее время историческое образование в школе все более нацелено не просто на усвоение фактов истории и их причинно-следственных связей, но на формирование полноценного исторического мышления. Данная тенденция приводит к тому, что урок истории сегодня должен быть и по содержанию и по форме ориентирован на развитие познавательных способностей учащихся, их самостоятельную работу по нахождению и анализу исторической информации. Навык самостоятельной оценки и интерпретации разного рода информации должен стать одним из основных результатов изучения истории. Следовательно, главным элементом урока истории сегодня должна стать работа с историческими источниками, знакомство с разнообразными точками зрения, существующими в науке по тем или иным вопросам исторического развития, и как следствие, выработка собственного взгляда на те или иные общественно-исторические проблемы.

Данная работа касается тех методов обучения, которые помогают достигнуть поставленных задач.

В основе формирования исторического мышления в школьном образовании лежат принципы развивающего обучения – не получение, а добывание знаний, использование коллективно-распределительных форм работы, деятель-ностного подхода к обучению, что как раз и способствует формированию не просто знаний и умений, а именно мышления. Роль учителя, в данном случае, сводится к роли, образно выражаясь, «поводыря», т.е. человека, который направляет ученика в самостоятельном поиске знания и формировании понимания.

Подобный подход предполагает необходимость придерживаться целого ряда принципов. Первый из них - принцип отбора материала к уроку. Содержание материала должно быть скомпоновано и преобразовано таким образом, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, нацелить их на решение определённых проблем.

Например, для урока по завоеванию Галлии мы отбираем тексты источников и отрывки из сочинений историков и эту подборку текстов раздаём на уроке ученикам для самостоятельного анализа.

По ходу урока предлагается следующий алгоритм действий:

 Очень важно создавать условия для формирования собственного взгляда на исторический процесс, стимулировать учеников к поиску аргументов, подтверждающих выбранную ими точку зрения в оценке исторических событий и явлений.

Выстраивание работы на основании принципов развивающего обучения дает возможность моделировать такие ситуации, когда школьники учатся вырабатывать и доказывать собственную позицию относительно тех или иных процессов в истории. Учитель в этой ситуации не навязывает ученикам своё мнение, не устраняет возникшие разногласия, а только включается в обсуждение наравне с другими. Эта работа начинается уже в 5 классе.

Второй обязательный принцип, на котором базируется развивающее обучение, - принцип обязательного учета возрастных особенностей учащихся. На начальных этапах обучению истории – это работа преимущественно преподавателя: он «обнажает» исходное противоречие и формулирует проблему. В дальнейшем учащиеся сами должны научиться видеть противоречия и формулировать учебные задачи.

Заметим, что постановка и решение учебных задач требуют от учащихся прежде всего объективного анализа информации, поэтому, чтобы сформировать самостоятельную точку зрения в оценке исторических событий и явлений, на уроках создаются следующие условия: стимулируется внутренняя тенденция ученика к развитию и познанию; развивается умение динамично, творчески применять уже приобретенные знания; постоянно отслеживается достаточность уже существующих знаний и способов деятельности для того, чтобы на их базе открыть, сформировать новые для себя знания, приобрести новый опыт; формируется осознанное стремление ученика к саморазвитию, пробе своих сил, формируется общая атмосфера утверждения личности ребёнка в педагогическом процессе.   

Выполнение заданий по работе с содержанием продуктивно только тогда, когда оно увязано с решением учебных задач.

Например, при изучении темы «Русско-японская война» после формирования учебного задания (выяснить причины поражения России в войне), учащиеся выполняют частное задание по определению последовательности основных событий войны. Отнюдь не усвоение ими суммы конкретных фактов должно быть главной целью данного задания. Познакомившись с событиями войны, используя разнообразные источники, учащиеся должны их проанализировать непосредственно на уроке и приблизиться к пониманию причин неудачи  России в войне.

Использование подобных принципов и методов обучения особенно важно сегодня, когда информации разного рода огромное количество, вся она легко доступна, но сориентироваться в ней порой практически невозможно, и эту задачу, помочь школьнику в выработке подходов к анализу информации, может решать учитель на уроках истории.

Чтобы создать условия для формирования самостоятельной точки зрения, необходимо использовать активные формы учебной деятельности, которые способны заинтересовать учащихся: урок-конференция, урок-путешествие, урок-вернисаж, урок-ярмарка и др. С большим интересом учащиеся воспринимают игровые ситуации, т.к. они основываются на их свободном творчестве и самостоятельности, и каждый ученик здесь может реализовать своё право на собственный подход и свою точку зрения.

Интересны методы «эффект присутствия» и «эффект отчуждения», а также приём - заставить говорить документы, чтобы ученик мог вынести собственную оценку тому или иному историческому деятелю. На таких уроках рассматриваются и психологические мотивы деятельности исторических личностей, таким образом воспитывается стремление понять мотивы поступков людей прошлого.  

Таким образом, мы видим, что на сегодняшний день все более актуальной становится именно технология  развивающего обучения. Главной же задачей учителя, в рамках подобного подхода, становится грамотный отбор информации с учетом содержательной специфики темы и возрастной специфики учащихся, а также организация работы с данной информацией. Формулирование проблемных вопросов, стимулирование учащихся в их познавательной деятельности, а в итоге, формирования у учащихся не просто знаний, умений и навыков, но понимания исторических, а как следствие и любых гуманитарных, процессов как прошлого, так и настоящего.

Самостоятельный поиск, решение творческих задач, обобщение полученных результатов всегда связаны с большой эмоциональной напряжённостью школьников. Учащиеся должны научиться смело высказывать и отстаивать свою точку зрения. В этом им может помочь как учитель, так и другие школьники. Вполне допустимо вызвать к доске не одного ученика, а двух или трёх, создавая таким образом «группу поддержки» для каждого из них. Тем более, что в данном случае предлагается для обсуждения коллективно выработанное решение.

Индивидуальная работа ученика предполагает выполнение заданий по пройденному материалу и творческую работу. Содержание индивидуальной работы на уроке составляет обучение школьников приёмам самостоятельного поиска знаний, решение проблемных творческих задач в зоне ближайшего развития ребёнка. Индивидуальная деятельность требует критического сопоставления процесса  и её результата с методами и результатами других учеников. В связи с этим исключительно важное значение приобретает такая форма общения между учениками и учителем, как коллективный учебный диалог.

Таким образом, используемая на уроках истории технология развивающего обучения позволяет развить способность критически анализировать прошлое, умение делать собственные выводы на основе самостоятельной работы с историческими источниками.

 

Источник информации: Марина Такмовцева,учитель гимназии №8